Федерализм - более демократичен, чем унитаризм. Его демократичность заключается в том, что федерализм предполагает децентрализацию власти, гарантирующую свободу от диктатуры. В основе федерализма - вопрос взаимоотношений. Когда различные группы людей, говорящих на разных языках, исповедующих разные религиозные верования и культурные нормы, соглашаются жить в конституционных рамках, они ожидают иметь определенную долю местной автономии, а также равные социальные и экономические возможности. Федеральная система правления разделяет властные полномочия между местными, региональными и национальными уровнями. Чиновники разных уровней осуществляют политику, приспособленную к региональным и местным нуждам, и одновременно взаимодействуют с национальным правительством над решением общих проблем, встающих перед страной. Такая система разделения власти наделяет возможностью оперативного принятия решений и результаты ощущаются практически немедленно и в местных сообществах, и на более высоких уровнях власти. Федерализм поощряет гражданскую позицию, позволяет гражданам участвовать в государственном управлении. Граждане вправе претендовать на посты в местных и региональных правительствах. Федеральная система имеет конституцию, которая дает полномочия и определяет сферу разделения ответственности на каждом уровне управления. Местные правительства работают для удовлетворения местных потребностей, решают вопросы, связанные с пожарными, полицией, местным самоуправлением, школьной администрацией и так далее. Национальное правительство решает вопросы обороны, международных соглашений, федерального бюджета. Наиболее существенные и определяющие принципы федерализма: - принцип суверенитета федерации; - принцип единства государственной власти; - принцип добровольности объединения субъектов; - принцип равноправия субъектов; - принцип разграничения властных полномочий между субъектами и федерацией; - принцип единства экономического и правового пространства; - принцип равноправия народов. Выделяют следующие модели федерализма: По способу образования - союзные и децентрализованные модели. Союзные образуются между несколькими государствами в результате договора. Децентрализованные создаются в результате преобразования унитарной системы в федеративную на основе правового акта или путем договора. По наличию соподчиненности - на централизованные и нецентрализованные. Централизованный федерализм подразумевает приоритет национальных интересов над интересами членов федерации. Нецентрализованный обеспечивается договором, а власть распределяется между ее ячейками, то есть наблюдается сочетание общенациональных интересов с интересами территорий. По характеру взаимозависимости субъектов федерации - дуалистические и кооперативные модели. Дуалистический федерализм предполагает строго фиксированное разделение полномочий между центром и субъектами. Кооперативная модель федерализма исключает иерархию, взаимодействие сторон достигается договорными процедурами.
Источники:
- Федерализм