Древний Рим считался вечным и непобедимым, а в 313 году христианство было признано в этой стране официальной религией. Империя стала называться христианской, вместо одного царя появилось два – духовный и светский. Но, как известно, у каждого великого государства обязательно находятся свои враги.
В 410 году варвары вплотную подошли к вратам Западной Римской империи и осадили ее. И хотя римские воины сражались до последнего, город был захвачен и наполовину разрушен. Слава и величие римского государства, которое считалось главным оплотом христианства, дало трещину.
Следующее нападение на Рим произошло в 455 году. Вторжение вандалов было очень разрушительным и жестоким, это была одна из самых кровавых страниц в истории города. Два последующих десятилетия страна находилась в агонии, а в 476 году случилось падение Западного Рима. Великая Священная Римская империя – символ незыблемости христианского мира, пала.
В процессе разделения Великого Рима на Восточную и Западную империи в 395 году произошел раскол и в церкви. Православный Восток и латинский Запад стали противостоять друг другу. После крушения Западной империи Византия явилась законной исторической и культурной преемницей Великого Рима. Главенствующими представителями христианской церкви стали считаться константинопольские патриархи. Константинополь превратился в мировой центр христианства. Спустя тысячелетие произошел закат и этой державы. Это случилось в 1453 году, когда Константинополь, или Царьград, как его называли на Руси, был захвачен турками-османами.
О том, что Два Рима пали, третий незыблемо стоит, а четвертому не бывать, написал в своем письме старец Филофей псковского Елеазарова монастыря. Послание было адресовано великому князю Василию III.
Согласно популярной исторической теории В.С. Иконникова, мысль, гласящая, что Москва – третий Рим, была высказана впервые именно в письмах Филофея. Данная идея была очень близка Руси, считавшейся наследницей Византии. Данное утверждение стало главной политической концепцией государства Российского в XV-XVI веках.
Процесс формирования новой идеологии сопровождался царствованием Ивана Грозного, затем превращением Русской Церкви в Патриаршество. Вера в духовную непобедимость Святой Руси наложила на государство важную миссию: сохранять православие и защищать его от посягательств врагов. Таким образом и сложилось незыблемое представление о том, что Москва – это третий Рим.