История участия российских яхтсменов в Олимпиаде начинается с 1912 года, когда наши соотечественники завоевали бронзовые медали на играх в Стокгольме. Советские спортсмены начали участвовать в олимпийском парусном спорте с 1952 года, а уже в 1960 году взяли золотую медаль в «Звездном» классе и серебряную в классе «Финн». Всего за историю Олимпийских игр на счету российских и советских яхтсменов 28 медалей, из которых 7 – золотые.
Виды и размеры парусных яхт, используемых в Олимпиаде, различаются в зависимости от конструкции корпуса и парусного вооружения. Но все модели отличает одно – гоночные яхты имеют предельно облегченную конструкцию, они недостаточно прочны для дальних плаваний и не имеют никаких бытовых удобств. Они не имеют ни каюты, ни рубки, ни трюмов, а киль у швертботов сделан убирающимся. Управление гоночными яхтами осложняется тем, что они легко могут перевернуться даже при ветре средней силы.
Спортивная классификация яхт создает равные условия для состязаний в рамках каждого класса судов. Всего в олимпийских гонках различают 9 классов яхт. Гонки проводятся по олимпийской трассе треугольной конфигурации, которая выбирается в соответствии с существующими на ней течениями, направлениями ветра, погодными условиями и количеством принимающих участие судов. Первоначальные гонки длятся от 30 до 75 минут, и по их результатам внутри каждого класса отбирают десять лучших экипажей для участия в финишных (медальных) гонках. Продолжительность медальных гонок составляет от 20 до 30 минут, они обязательно включают в себя полные курсы (движение по ветру) и лавирование против ветра. Финиш трассы устаивается так, чтобы он находился как можно ближе к зрительным трибунам.
Но в настоящий момент программа парусного спорта в Олимпийских играх серьезно меняется. Международная федерация парусного спорта с 2016 года планирует разыгрывать 5 комплектов наград среди мужчин, 4 среди женщин и 1 в смешанном классе. Вплоть до настоящих Олимпийских игр 2012 года из 10 комплектов шесть были мужскими и 4 женскими.