Собственно, очередное сенсационное заявление поступило от Андрея Борисова, министра культуры Якутии. Он критично заявил, что еще 20 лет назад был уверен в том, что голливудские режиссеры доберутся до традиционных якутских эпосов - и лучшим тому подтверждением стал «Аватар», снятый по легендарному «Олонхо». Причем сам эпос, по его мнению, куда ближе современной молодежи, чем «кэмероновские спецэффекты».
Впрочем, «воровство сюжета» было искусным и достаточно незаметным. В «Олонхо» главный герой неожиданно для себя узнает о божественной родословной, которая толкает его на поиски своей возлюбленной. Основная часть сюжета состоит из прохождения ряда испытаний и борьбы с врагами из «нижнего мира». Стоит напомнить, что в «Аватаре» главный герой, военный, предает свою армию ради того, чтобы быть на стороне коренного народа, незаконно изгоняемого со своей земли.
Явные пересечения сюжетов, тем не менее, есть: в якутском эпосе фигурирует древо мироздания, которое делит мир на три части. Сущностью дерева является некая богиня. Джеймс Кэмерон тоже «посадил» на своей Пандоре огромное священное древо, и даже дал ему нематериального духа: правда, расширил его в масштабах всей планеты. Но на этом любые сходства заканчиваются.
Причиной тому является, возможно, то, что «Олонхо» это не конкретный рассказ, а целая система эпосов, лишь часть из которых переводилась на русский язык, а часть – и вовсе не была записана, оставаясь лишь в головах коренного населения. Возможно, Борисов, высказав свою мысль на съезде ЮНЕСКО, имел ввиду не самую известную часть саги?