Сначала лыжники прыгали с естественных уступов на горных склонах, позже - со специально возводимых конструкций. Длина полета не измерялась, важна была высота прыжка. Официальная регистрация дальности началась в 1868 году. С 1945 года прыжки стали оценивать также по правильности выполнения полета, динамическому равновесию, владению телом во время полетов, по технике приземления и зрелищности.
В программу первой Зимней Олимпиады в 1924 году были включены прыжки с трамплина высотой 70 метров, а с 1964 года лыжники прыгали с 70-ти и 90-метрового трамплина. С 1992 года личные выступления проводятся на трамплинах высотой 90 и 120 метров, командные — только на 120-метровом.
Прыжки оцениваются пятью судьями по 20-балльной системе. При этом лучшую и худшую оценку отбрасывают, засчитывают три средних. Особое внимание обращается на технику приземления, за падение или касание руками земли каждый судья снимает 10 баллов. В официальных соревнованиях по прыжкам с трамплина могут участвовать только мужчины.
Техника прыжков с трамплина менялась со временем. Норвежские прыгуны практиковали парашютирующую манеру прыжка, с которой до 1954 года были практически неизменными победителями на чемпионатах мира и на Олимпийских зимних играх.
Затем первенство забрали финны, перешедшие на так называемый аэродинамический стиль. Лыжники стали во время прыжка плотно прижимать руки к корпусу и лежать почти параллельно лыжам. К тому же, финские прыгуны догадались ослабить пружину, которая притягивает ботинки к лыжам, тем самым увеличили подъемную силу. Начиная с 1964 года, медали стали получать не только финны и норвежцы, но и прыгуны из ГДР, ФРГ, СССР, Австрии, Польши, Швеции.
В 1989 году переворот в технике прыжков с трамплина совершил спортсмен из Швеции Ян Боклев. Он развел носки лыж после отталкивания, чем значительно увеличил дальность полетов. Поначалу судьи не жаловали новый стиль и ставили Боклеву невысокие оценки за технику. Но по дальности прыжков ему просто не было равных, и в дальнейшем на V-образную технику перешел весь мир.
Новый стиль прыжка породил новый профиль трамплинов, которые стали более вытянутыми. Спортсмены, отрываясь от них, ловят потоки воздуха и парят, как планеры. Это позволило увеличить безопасность полетов.