Инструкция
1
Перед тем, кто решит создать летающий автомобиль, первым принципиальным вопросом становится выбор его схемы. От этого зависят как эксплуатационные характеристики «самолетомобиля», так и безопасность его использования. Существует как минимум три классических варианта компоновки, имеющие свои достоинства и недостатки.
2
В первом варианте используется обычный легкий автомобиль, к которому сверху крепятся крыло и балка с хвостовым оперением. Толкающий винт располагается позади крыла и приводится в действие двигателем автомобиля через редуктор. Понятно, что на переоборудование автомобиля в самолет и обратно уходит время, при этом конструкция обладает достаточно низкими летными характеристиками.
3
Второй тип компоновки более прогрессивен, его классический вариант многие помнят по известному фильму «Фантомас разбушевался». По сюжету фильма автомобиль (на съемках использовали Citroen DS) имел выдвижные крылья и реактивную двигательную установку. Энтузиастами были предприняты многочисленные попытки создать похожую конструкцию, в качестве движителя обычно использовали толкающий воздушный винт. К сожалению, ахиллесовой пятой такой конструкции стала невозможность разместить в корпусе автомобиля крылья нужной площади. Маленькие крылья давали высокую удельную нагрузку на единицу их площади, что требовало большой взлетной и посадочной скорости. Клиновидная форма корпуса, на земле прижимавшая автомобиль к трассе, в воздухе становилась помехой. Все это создавало массу проблем с управляемостью автомобиля и его безопасностью.
4
Достаточно прогрессивным и многообещающим является третий вариант, в котором подъем аппарата осуществлялся не крылом, а тягой поворотных двигателей с воздушными винтами небольшого диаметра. Правда, такая компоновка уже имеет мало общего с обычным автомобилем, так как в конструкции могут вообще отсутствовать колеса. Аппарат с поворотными винтами может стартовать с места и приземляться на самой небольшой площадке, управление компьютеризировано и исправляет ошибки пилотирования. Недостаток конструкции – очень высокий расход топлива.
5
Какую схему выбрать при постройке летающего автомобиля? Практика показывает, что самой привлекательной для самодеятельных конструкторов все-таки остается классическая схема летающего автомобиля с выдвижными крыльями. Однако для ее реализации нельзя брать за основу какой-либо автомобиль, он должен быть сконструирован самостоятельно с учетом всех предъявляемых к летающей машине требований. В частности, в его конструкции должны широко применяться композитные материалы, а вместо традиционного воздушного винта или реактивного двигателя лучше использовать струи воздуха, нагнетаемые соединенным с двигателем автомобиля компрессором. Такой вариант позволит применить управляемый обдув крыла, что даст аппарату высокую маневренность и возможность взлетать с очень коротким пробегом. Примером реализации этого принципа полета является разработанный в России аппарат «ЭКИП».