По существующим в России правилам каждый преподаватель должен проходить курсы повышения квалификации раз в 5 лет. Такие курсы обычно организуются на базе педагогических институтов, где для учителей проводят теоретические занятия.
Переобучение необходимо, так как за 5 лет могут быть значительно пересмотрены учебные планы и структура обучения в целом. Например, подобные перемены произошли во время введения ЕГЭ. С начала двухтысячных годов в отдельных школах и регионах проводилось экспериментальное внедрение экзамена, но полностью обязательным он стал только в 2009 году. За это время были опробованы не только технологии проведения тестов. Все учителя средней и старшей школы смогли получить на курсах переподготовки полную и необходимую информацию о новой экзаменационной системе - ЕГЭ.
Во время теоретических курсов учителя могут делиться информацией и узнавать о новых педагогических методиках. Ежегодно защищаются сотни кандидатских и докторских диссертаций по педагогике и детской психологии, оттуда можно почерпнуть много полезного для повседневной практики учителя.
Кроме теории преподавания, учителя регулярно пересматривают и свои практические навыки. Это делается в рамках профессиональных семинаров и методических советов при образовательных учреждениях. Такие советы заседают регулярно. Их цель - создать в школе единую образовательную среду, согласовать усилия педагогов, а также на практике продемонстрировать им новые достижения педагогики. Чаще всего в школе один из учителей или отдельные специалист берет на себя функции методиста. Он подбирает специальную литературу для педагогов, участвует в организации семинаров по обмену опытом.
Различные формы переподготовки становятся спасением для современной российской школы. Не секрет, что значительная часть учителей перешагнула пенсионный возраст, а молодых кадров во многих регионах не хватает. Переподготовка помогает хотя бы частично решить проблему устаревающих знаний и навыков учителей советского времени.