Гостиничный бизнес — это отрасль хозяйственной деятельности, предоставляющая услуги населению по организации временного проживания. Местом размещения людей может быть гостиница, мотель, пансионат, кемпинг или другой объект с числом мест не меньше десяти. Российский ГОСТ Р 51185—98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» и классификаторы Всемирной туристской организации определяют более двадцати различных объектов размещения, основным типом считается гостиница.
Компания, осуществляющая менеджмент в крупной гостинице, называется гостиничным оператором. Чтобы выдержать конкуренцию, гостиничные операторы объединяются в международные гостиничные сети и стремятся стать совладельцами гостиниц. Малыми гостиницами в России считаются объекты с числом мест меньше 50, других нормативов в этой отрасли не разработано. Распределение потока постояльцев между крупными сетевыми отелями и малыми гостиницами во всем мире примерно одинаково — 60% гостей принимают сетевики, 40% обслуживается малыми гостиницами.
Гостиничный бизнес хотя и является самостоятельной отраслью экономики, зависит от туристического бизнеса, поскольку туристы основные потребители услуг гостиниц. Для удовлетворения растущих требований постояльцев гостиницы должны развивать многофункциональные направления услуг — открывать при гостиницах рестораны, фитнес-клубы и спа-салоны. Развитие попутных направлений сферы услуг позволяет привлечь инвесторов из смежных отраслей. Непременным требованием к гостинице становится наличие доступа в интернет, обеспечение коммуникационными средствами.
Гостиничный бизнес предлагает наряду с проживанием услуги по проведению на территории гостиничных комплексов различных семинаров, бизнес-встреч, тренингов и т.п.
В развитии малого гостиничного бизнеса особый упор делается на индивидуальность каждой маленькой гостиницы, создание для постояльцев атмосферы домашнего уюта.