Инструкция
1
В состав бизнес-плана должны входить титульный лист, резюме и следующие разделы:
- информация о компании;
- продукция и услуги;
- анализ отрасли экономики;
- маркетинговый анализ и стратегия;
- производственный план и процесс;
- организация и управление;
- финансовый план;
- анализ рисков;
- приложения.
- информация о компании;
- продукция и услуги;
- анализ отрасли экономики;
- маркетинговый анализ и стратегия;
- производственный план и процесс;
- организация и управление;
- финансовый план;
- анализ рисков;
- приложения.
2
Оформите титульный лист: укажите название, адрес, телефон компании, ее собственников, характер бизнеса, потребность в финансировании, месяц и год создания бизнес-плана, имена составителей. Внесите пункт о конфиденциальности представленной информации.
3
В разделе «Информация о компании» опишите историю ее создания, тип бизнеса, тенденции развития, основные цели, достижения и проблемы, сильные и слабые стороны, методы ведения учета и отчетности, технологические процессы, систему безопасности.
4
В параграфе «Продукция и услуги» отразите отличительные особенности производимых продуктов и оказываемых услуг, приведите ассортимент, его себестоимость и прибыльность, стратегические возможности и планы расширения производства.
5
Затем сделайте подробный анализ отрасли экономики, в которой функционирует ваш бизнес. Опишите зрелость и характер конкуренции в отрасли, инновации и технологические изменения, законодательное регулирование и экономические тенденции.
6
Уделите особое внимание маркетинговому анализу и стратегии, поскольку они показывают возможности фирмы и способность продукта выйти на целевой рынок. Отразите долю рынка, которую ваше предприятие занимает в масштабах города, региона, страны. Подробно опишите конкурентов, их преимущества, недостатки и перспективы.
7
Проведите анализ продаж по сегментам рынка и покупателям. Рассчитайте затраты на маркетинг, изложите принципы ценообразования. Представьте стратегию планирования сбыта и обслуживания покупателей, планы рекламы и продвижения продукции и услуг на рынке.
8
В следующем разделе опишите производственный процесс, процедуры контроля качества продукции, потребности в сырье и связанные с этим затраты. Укажите основных поставщиков, историю взаимоотношений с ними и основные условия сотрудничества. Отметьте наличие собственных или арендуемых производственных помещений, оборудования, изложите сведения о персонале: количество квалифицированных работников с профильным образованием, уровень заработной платы, потребность в привлечении новых кадров.
9
Глава бизнес-плана «Организация и управление» должна содержать информацию о форме собственности (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.), основных участниках и акционерах. Укажите также сведения топ-менеджерах: их образование, профессиональный опыт, достижения, круг обязанностей.
10
Раздел «Финансовый план» представляет собой количественную оценку бизнес-плана: ожидаемые значения объемов продаж, издержек, денежные потоки и прогнозная отчетность. Эта часть бизнес-проекта должна быть изложена как можно подробнее с приведением расчетов, таблиц, диаграмм и т.д. Оформите финансовый план в виде следующих документов:
- балансы и отчеты о прибылях и убытках за последние 3-5 лет;
- отчеты о движении денежных средств и изменении капитала;
- анализ безубыточности;
- прогнозные балансы, отчеты о прибылях и убытках, движении денежных средств на период инвестиционного проекта;
- расчет показателей эффективности проекта и его окупаемости;
- прошлые, текущие и прогнозируемые финансовые коэффициенты.
- балансы и отчеты о прибылях и убытках за последние 3-5 лет;
- отчеты о движении денежных средств и изменении капитала;
- анализ безубыточности;
- прогнозные балансы, отчеты о прибылях и убытках, движении денежных средств на период инвестиционного проекта;
- расчет показателей эффективности проекта и его окупаемости;
- прошлые, текущие и прогнозируемые финансовые коэффициенты.
11
На следующем этапе проанализируйте возможные риски, которые могут возникнуть вследствие изменений в отрасли, на рынке, экономическом положении в стране, продумайте варианты их минимизации.
12
Затем обобщите информацию в резюме: кратко изложите основные идеи, цели и итоги бизнес-плана. Оно должно быть составлено так, чтобы убедить инвестора ознакомиться с проектом подробно. Обратите внимание: резюме составляется в последнюю очередь, но помещается в начало бизнес-плана.
13
Приложите к проекту документы, которые могут заинтересовать инвестора: данные по анализу рынка, спецификации продукции, фотографии, рекламные проспекты, резюме топ-менеджеров, контракты, рекомендательные письма.