Инструкция
1
Начинайте работу над сочинением с краткого анализа прочитанного текста пьесы. Для этого письменно ответьте на вопросы:
• В чем состоит жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад»?
• Каковы отличия в организации сюжета пьесы от традиционной драмы?
• Как раскрывается тема уходящего времени в действиях персонажей?
• Какие приемы использует Чехов в создании характеров своих героев?
• Какими средствами создается лирический подтекст в произведении?
• Какие образы-символы можно найти в пьесе?
• В чем состоит жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад»?
• Каковы отличия в организации сюжета пьесы от традиционной драмы?
• Как раскрывается тема уходящего времени в действиях персонажей?
• Какие приемы использует Чехов в создании характеров своих героев?
• Какими средствами создается лирический подтекст в произведении?
• Какие образы-символы можно найти в пьесе?
2
Соотнесите полученный материал с предложенными темами сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше всего разобрались и сможете выразить свои мысли.
3
После выбора темы приступайте к составлению развернутого плана. Записанный материал поможет вам озаглавить каждый пункт плана и «выстроить» логику рассуждения.
4
Прежде чем начать написание сочинения, выявите основную идею своей творческой работы. Раскрытие выбранной темы должно привести к ее изложению в заключении. Определение главной мысли необходимо, чтобы не потерять «нить» рассуждения от начала речевого произведения до его завершения. Например, раскрытие темы «Жанровое своеобразие пьесы Чехова» может привести вас к такой идее: «Характерной особенностью чеховского произведения является тесное переплетение драматического и комического начал, поэтому рядом с трагизмом переживаний героев активно сосуществует легкомысленный водевиль и грубый фарс».
5
Композиционное построение сочинения является традиционным: вступление, основная часть, заключение. Отсутствие одного из структурных элементов рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
6
Изложите во вступительной части общие сведения о той проблеме, которая, по вашему мнению, стоит за выбранной темой. Например, в начале сочинения по теме «Приемы создания характеров в пьесе Чехова» вы можете рассказать о новаторстве автора в организации драматического действия и его отказе от деления персонажей на главные и второстепенные.
7
Источниками для написания основной части могут явиться ваши письменные ответы и критические статьи известных литературоведов. Избегайте подробного пересказа сюжета произведения, изложения сведений, не имеющих отношения к теме. Если вы пишете, например, о понятии «комического» в пьесе «Вишневый сад», отметьте его проявление в произведении: рассмотрите характеры Епиходова, Симеонова-Пищика; проанализируйте прием пародийного снижения сюжетных ходов в сценах рокового аукциона и фокусов Шарлотты; приведите в пример эпизоды, характеризующие отношения персонажей с миром вещей.
8
В заключительной части сочинения выразите собственное отношение к произведению и его героям. Задача заключения – подвести итог всему сказанному, изложить собственную позицию по определенной проблеме. Украшением финала творческой работы может стать короткая, но емкая фраза, относящаяся к раскрытой теме. В пьесе таких фраз немало, например: «Вся Россия – наш сад» (слова Пети Трофимова); «Жизнь-то прошла, словно и не жил» (Фирс); «Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!» (Любовь Андреевна Раневская).