Инструкция
1
Если вы пишете будничное деловое письмо, то приемлемой формой обращения будет «Уважаемый…». Это слово является нейтральным, выражая вежливость, и после него следует добавить имя, имя и отчество, слово «коллега», «товарищ» или «господин». В последних трех случаях нужно добавить еще и фамилию человека.
2
В случае обращения к физическому лицу, имя которого вам известно, следует употреблять обращение «Уважаемый» и добавлять фамилию человека, или использовать обращение «Дорогой» с добавлением имени адресата. Степень вашей близости с человеком, которому адресовано письмо, и будет определять обращение к нему.
3
Если письмо адресовано юридическому лицу, то имя и фамилию можно опустить, и выбрать одно из следующих обращений: «Уважаемый господин директор», «Уважаемый господин редактор» и т.п. К судьям принято обращаться «Ваша честь».
4
Обращаясь к заслуженному деятелю искусств, науки или должностному лицу, не стоит употреблять будничное «Уважаемый», а лучше начать письмо со слов «Глубокоуважаемый» или «Многоуважаемый», непременно добавив имя и отчество адресата.
5
Обращение «Гражданин» уместно в человеку, как субъекту гражданских правовых отношений.
6
Обращаясь к коллективному адресату, используйте выражения «Уважаемые господа», «Уважаемые дамы и господа» или «Уважаемые коллеги».
Обратите внимание
Восклицательный знак после обращения будет свидетельством того, что вы придаете особую важность теме письма, в то время как запятая будет означать будничный характер затронутых в письме вопросов.
Источники:
- Деловые письма
- как обратиться к имени