Инструкция
1
Фонетический разбор любого слова начните с постановки ударения, разделения слова на слоги и анализа каждого слога. Если слог начинается с согласного звука, он прикрытый, если с гласного – неприкрытый. Когда слог оканчивается согласным, то он закрытый, когда гласным – открытый. Слова «что» представляет собой один слог.
2
Теперь дайте характеристику каждому звуку. Определите, согласный или гласный звук. Буква «Ч» обозначает звук [Ш]. Это согласный звук. Характеризуйте согласные по месту образования: губной (губно-губной, губно-зубной), язычный (переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный). Звук [Ш] – язычный, переднеязычный, передненёбный. Определите звук по способу образования: смычный (взрывной, проходной – боковой, носовой), щелевой, аффриката, дрожащий. [Ш] – щелевой. Затем охарактеризуйте по степени участия голоса и шума. [Ш] – звук глухой, есть звонкая пара [Ж]. Укажите наличие или отсутствие палатализации: мягкий или твердый звук. [Ш] – звук твердый, пара по мягкости отсутствует.
3
Дайте характеристику звуку [Т]. Это тоже согласный звук, поэтому разбор проходит по аналогичной схеме. По месту образования звук переднеязычный, зубной, по способу образования смычный, по участию голоса и шума звук глухой, имеется звонкая пара [Д], в данном слове звук [Т] твердый, имеет пару по мягкости, например, в слове «шить».
4
Последний звук в разборе [О]. Это гласный звук, ударный. Сначала определите, участвуют ли губы при образовании звука. Если да, то звук лабиализованный, таких звуков в русском языке два - [О] и [У]. Остальные гласные нелабиализованные. Далее определите степень подъёма (верхний, средний, нижний) и движение языка (передний, средний, задний ряд) при образовании гласного. [О] – звук среднего подъема, заднего ряда.
5
После характеристики звуков сравните их количество с количеством букв.