Инструкция
1
Пишите одноголосные диктанты. Пусть кто-то (педагог или друг) сыграет вам короткую несложную мелодию (8 тактов) с незамысловатым ритмом. Определите лад (мажор или минор, натуральный, гармонический или мелодический), метр (три четверти, четыре четверти, шесть восьмых), темп. Неплохо будет, если вы, ориентируясь на звук «ля» первой октавы, сможете определить и тональность, но поначалу необязательно.
2
Запишите диктант. Каждые 5 минут можно повторять проигрывание диктанта до восьми-двенадцати раз, в зависимости от сложности диктанта. После написания сравните свой вариант с оригиналом. Потом пропойте диктант «сольфеджио», то есть с названиями нот и тактированием.
3
Пишите двухголосные диктанты. При первом прослушивании анализируйте мелодию такого же объема по плану одноголосного диктанта, дополнительно пытаясь определить интервалы. При повторных проигрываниях пишите сначала нижний голос, потом верхний. Проигрывать нужно так же: по восемь-двенадцать раз через пять минут.
4
Пропойте и двухголосный диктант, уже таким способом: сначала первый интервал (нижний звук, потом верхний звук), потом второй интервал (нижний, верхний). Петь в ритме у вас вряд ли получится, но ноты называйте обязательно.
5
По мере развития слуха пишите диктанты все более сложные по мелодике и ритму, добавляйте трех- и четырехголосные. Трехголосные диктанты пойте по принципу двухголосных (аккорд снизу в верх, затем второй аккорд). Четырехголосные аккорды поются так. Первый аккорд: нижний, второй сверху, второй снизу, верхний. Второй аккорд: нижний, второй сверху, второй снизу, верхний. Транспонируйте звуки в удобную для пения октаву. Занимайтесь каждый день хотя бы по полчаса.
Видео по теме
Обратите внимание
При отсутствии педагога вы можете записать диктанты на диктофон и проигрывать. Потом просто сравните с текстом в учебнике.