Инструкция
1
Для оформления портфолио чаще всего используется папка-скоросшиватель с вставленными в нее прозрачными файлами. Это позволяет с течением времени без труда пополнять разделы портфолио, не меняя его структуры и не перекладывая документы с места на место. Страницы портфолио школьника могут представлять собой как распечатки страниц, сверстанных в текстовых или графических редакторах, так и ручную работу. Возможны и промежуточные варианты – например, распечатка на принтере готовых шаблонов и вписывание в них информации от руки. Жестких требований на этот счет нет. Однако лучше оформлять все страницы портфолио в едином визуальном стиле – тогда оно будет восприниматься целостно.
2
Портфолио школьника обычно делают комплексным, включая в него информацию о самом ученике; документы, подтверждающие достижения ребенка как в учебе и внеурочной деятельности; отдельные творческие, учебные или проектные работы; отзывы, характеристики и так далее. Обязательными структурными элементами портфолио являются титульный лист (обложка портфолио), страница содержания, краткая автобиография-презентация (раздел «О себе») и тематические разделы, где содержится собственно информация о деятельности и достижениях ребенка. Список разделов может варьироваться в зависимости от особенностей учебного заведения и наклонностей школьника. Портфолио может включать следующие тематические разделы:
- общее образование,
- профильное образование,
- олимпиады и конкурсы,
- исследовательская и проектная деятельность,
- внеурочная работа,
- дополнительное образование,
- спортивные достижения,
- волонтерство и т.д.
Разделы можно объединять, а можно напротив – делить на подразделы. Например, если школьник всерьез занимался проектной работой в нескольких направлениях, или же серьезно увлекается танцами и судомоделированием одновременно и может похвастаться целой пачкой дипломов и сертификатов по каждому из направлений.
3
На титульном листе портфолио в обязательном порядке указываются основные данные об ученике: фамилия и имя (старшеклассники могут также указать отчество), название города, номер школы и класса, указание года оформления портфолио. Часто на титульном листе также помещают фотопортрет школьника. Он не обязательно должен быть официальным – лучше выбрать «живой» снимок, который нравится самому ученику.
4
Следующая страница папки – это содержание. В нем перечисляются названия разделов и подразделов, которые вошли в портфолио. Это дает возможность составить первое представление о «наполнении» портфолио, его структуре – и, таким образом, и об интересах и наклонностях самого школьника.
5
Обязательный раздел «О себе» обычно включает автобиографию, в которой, кроме основных данных (фамилия имя и отчество, дата и место рождения, основные этапы биографии), может включать также рассказ об увлечениях, наиболее запомнившихся жизненных событиях, мечтах и планах на ближайшую жизнь, сильных и слабых чертах характера. Жизнеописание не должно быть очень подробным, обычно его объем не превышает одной-двух страниц. Раздел можно дополнить фотографиями, характеристиками, отзывами друзей – креативность в самопрезентации только приветствуется. Но чрезмерно увлекаться не стоит – раздел не должен превышать четырех-пяти страниц.
6
В раздел портфолио, посвященный успехам в освоении программ основного общего образования, помещают официально задокументированные свидетельства успехов в учебе: дипломы, грамоты, похвальные листы, сертификаты о прохождении дополнительных образовательных курсов, о прохождении тестов. Ученики выпускных классов могут поместить в него также копию свидетельства о неполном среднем образовании. В этом же разделе могут размещаться сертификаты участника и дипломы победителя предметных олимпиад. Но, если ученик систематически участвовал в предметных конкурсах и олимпиадах хотя бы районного (а тем более – городского или всероссийского) уровня, олимпиады имеет смысл вынести в отдельный раздел. Информацию можно располагать как хронологически, так и группировать по тематике, если школьник может похвастать успехами по нескольким предметам сразу.
7
Раздел «Профильное образование» актуален для школьников выпускных классов, которые уже определились с делом своей жизни и сделали первые шаги по направлению к будущей профессии. Здесь может быть информация о прослушанных профильных элективных курсах или пройденных факультативов, посещении подготовительных курсов или «Малых академий» при вузах, дополнительном образовании, соответствующем профилю, проектах или исследованиях в данной области, участию в научных конференциях школьников и так далее. Исследовательскую и проектную деятельность, если она велась систематически, опять-таки можно вынести в отдельный раздел.
8
Все свидетельства того, что жизнь школьника не заканчивалась сидением за партой, можно делить на разделы в зависимости от уровня активности в том или ином направлении и достигнутых успехов. Это можно объединить в общий раздел «Внеурочная деятельность» или же разделить по темам, соответствующим увлечениям школьника.
9
Для того, чтобы визуально отделить разделы портфолио один от другого, для каждого из них оформляется свой титульный лист, на котором крупно пишется название раздела. Можно добавить еще краткое «резюме» – описание содержания раздела или значения, которое автор портфолио придает этой части своей жизни. Например: «Я мечтаю быть инженером, и с пятого класса занимаюсь робототехникой в кружке при Политехническом университете. За шесть лет занятий я неоднократно становился лауреатом всероссийских конкурсов инженерного творчества юных и зарегистрировал три патента на изобретения».
10
Формируя разделы портфолио, можно не ограничиваться только официальными документами. Можно также включить фотографии «с места событий», образцы творческих и учебных работ, публикации. Если ваша деятельность привлекла внимание прессы (пусть даже речь идет всего лишь о школьной газете) – можете включить в портфолио и вырезки из газет или распечатки интернет-публикаций.