Инструкция
1
Оцените погрешности проведенных измерений. Неточности могут вызываться несовершенством приборов и методики. Как правило, эксперимент не дает точного числа, а можно говорить лишь о некотором диапазоне значений, в котором находится истинная величина. Чем больше измерений было проведено, тем точнее результат. Грубых отклонений, связанных с нарушением методики, старайтесь не допускать.
2
Основная цель эксперимента – проверка научной гипотезы, ее подтверждение или опровержение. Проанализируйте, насколько близок полученный вами результат к заявленному предположению. Можно ли объективно судить о доказанной истинности или ложности гипотезы?
3
Дайте анализ того, какие исторические предпосылки делают эксперимент востребованным. Поиску ответа на какой вопрос он способствует? Проблема должна быть актуальной, углублять знания об уже известных принципах или выдвигать новые.
4
Какое место занимает ваш эксперимент в контексте современной науки, имеющихся данных и основных теоретико-прикладных задач? Рассмотрите взаимосвязи результатов опыта с другими фактами. Необходимо выявить возможные противоречия и сформулировать новые задачи.
5
Не рассматривайте научный опыт как изолированное явление, т.к. подобный подход не несет в себе ценности. Изучайте предпосылки эксперимента. Достигнутые результаты могут сами послужить толчком к появлению новых вопросов и задач. Качественный анализ результатов предполагает прогнозирование этого.
6
Итак, чтобы проанализировать результаты, нужно оценить погрешности измерений, установить их природу; сделать вывод о том, подтвердилась ли попытка объяснить некоторый круг явлений; сформулировать новые вопросы. Доказанная гипотеза становится полноправной научной теорией.
Видео по теме
Обратите внимание
Имейте в виду, что предположение, которое не может быть подтверждено или опровергнуто, не является научной гипотезой. Принципиальная возможность доказательства или ниспровержения – один из важнейших критериев научности гипотезы.
Источники:
- «Философия науки и техники», В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов, 2004.