Инструкция
1
Не выплескивайте сразу на ребенка отрицательные эмоции. Постарайтесь найти возможную причину его воровства, хотя она может быть завуалирована.
2
Задумайтесь, а может он таким путем подает вам сигналы, что в жизни ему не хватает вашей ласки, нежности, внимания и любви. Испытывая дефицит любви, взрослея и теряя привязанность к родителям, он может чувствовать себя совершенно одиноким.
3
Интересуйтесь тем, как складываются его отношения со сверстниками. Чтобы привлечь их внимание к себе, заслужить дружбу с ними, он может дарить украденное детям. Познакомьте ребенка с другими методами повышения статуса среди ровесников. Соберите у себя дома его друзей, поиграйте с детьми, устройте праздник, и не забывайте уважительно говорить о своем ребенке, показывайте, насколько вы считаетесь с его мнением.
4
Внимательнее относитесь к потребностям вашего ребенка. Если он принес домой игрушку из игровой комнаты, то все может быть, что таким образом осуществилась его давняя мечта. Не допускайте ситуаций, когда его длительное и устойчивое желание неудовлетворенно, вызывая излишнюю нервозность и напряжение. Сделайте ему подарок, о котором он так страстно и долго мечтал, используя при этом удобный случай (день рождения, какое-то достижение или успех ребенка).
5
Если же ребенок принес игрушку, принадлежащую ровеснику, постарайтесь выяснить нюансы их взаимоотношений. Что может стоять за таким поступком – желание подружиться с этим ребенком, привлечь его внимание или, наоборот, пренебрежение к нему?
6
Обратите свое внимание на то, как он сам относится к этому поступку – раскаивается, считает, что это в порядке вещей или стыдится. Ваша оценка действий ребенка должна быть определенной и резкой, если чувство вины вообще отсутствует. Дайте ему понять, что вас удивляет его поведение, и оно вам не нравится. Выразите свою уверенность в том, что он взрослый и понимает, какие поступки плохие, а какие – хорошие, поэтому подобное не повторится.
7
Не сосредотачивайтесь на том, чтобы вызвать чувство вины у ребенка, если он понимает, что его поступок неправильный, а лучше нарисуйте картину переживаний того, кто лишился своей вещи. Одновременно выработайте стратегию возвращения предмета своему владельцу без лишних унижений.
8
Не разрешайте осуждать ребенка публично и не настаивайте на демонстративных извинениях. Это совсем необязательно. Нередко именно невозможность все возвратить на свои места и страх признаться усугубляют переживания ребенка. Организуйте встречу детей (желательно без взрослых), где может состояться передача игрушки.
9
Дайте понять ребенку, что вы не одобряете воровства в любом его проявлении. Регулярно ему объясняйте, почему нельзя брать чужое и разницу между чужими и своими игрушками и вещами.
10
Помогите ребенку усвоить, что воровство рано или поздно раскроется, а тайное все равно станет явным. Украденную вещь придется вернуть, причем под осуждающими взглядами, и возможно с позором.
11
Направьте его энергию «в мирное русло». Выясните, что ему интересно (фотографирование, спорт, книги, искусство). Человек, у которого жизнь заполнена интересными делами, чувствует себя более нужным. И возможно у него появится друг, хотя бы один.
12
Научите ребенка думать о чувствах окружающих, сопереживать. Познакомьте его с правилом: « Поступай всегда так, как хочется, чтобы поступали с тобой», а смысл объясните на примерах из своей жизни.
13
Если ребенок ворует постоянно и беспричинно, покажите его психоневрологу, который по мере необходимости проведет коррекцию.