Вам понадобится
- - карандаш;
- - линейка;
- - транспортир;
- - оптические формулы.
Инструкция
1
Сделайте пояснительный рисунок к задаче или перерисуйте данный в условии. Сразу определите перпендикуляр, проведенный к границе раздела двух сред в точку падения луча. Отметьте углы падения и преломления. Это поможет при решении задач на плотность среды.
2
Выучите элементарные формулы: 1/d±1/f=±1/F; D=1/F; sinα/sinβ=n1/n2; Г=H/h=f/d. Случается так, что для успешного решения задачи нужно подставить данные значения только в одну формулу. d — расстояние от предмета до линзы, f – расстояние от линзы до изображения, F — расстояние от оптического центра О до фокуса F; D – оптическая сила линзы; Г — линейное увеличение линзы, H – высота изображения, h – высота предмета; α — угол падения луча, β — угол преломления, n — относительный показатель преломления среды.
3
При решении типичных задач с водоемом или сосудом используйте прямоугольные треугольники при построении лучей света. В случае водоема катетом будет глубина, проведенная перпендикулярно ко дну водоёма (H), гипотенузой — луч света. Во втором — катеты есть стороны сосуда, перпендикулярные друг другу, гипотенуза — луч света. Проведите перпендикуляры, если сторон или глубины недостаточно.
4
Примените свойства смежных и параллельных углов для нахождения какого-либо угла полученного треугольника. Используйте тригонометрическую функцию тангенса для выражения одной из величин или нахождения одного из катетов. Тангенс угла — отношение противолежащей стороны к прилежащей. Если углы падения α и преломления β малы, то тангенсы этих углов можно заменить на синусы тех же углов. Отношения синусов будет равно отношению показателей преломления в средах согласно вышеприведенной формуле.
5
Если задача состоит в построении, то вначале проведите главную оптическую ось (г.о.о), обозначьте оптический центр (О), выберите масштаб для фокуса (F) по обе стороны от О, укажите также двойной фокус (2F). В условии должно быть указано расположение предмета перед линзой - между F и О, между F и 2F, за 2F и так далее.
6
Постройте предмет в виде стрелки, перпендикулярной г.о.о. Из конца стрелки проведите две линии - одна из них должна быть параллельна г.о.о. и проходить через F, вторая - проходить через О. Линии могут пересечься. Из точки пересечения проведите перпендикуляр к г.о.о. Изображение получено. В решении, помимо построения, опишите его — увеличенное/уменьшенное/равное; действительное/мнимое, перевернутое/прямое.
7
При решении задач на дифракционную решётку пользуйтесь формулой dsinφ=kλ, где d — период решётки (ширина щели), φ — угол дифракции (угол между вторичными волнами и падающим лучом, перпендикулярным к экрану), k — номер (порядок) минимума, λ — длина волны.
Видео по теме
Обратите внимание
Не забывайте, что углы дифракции при наложении спектров друг на друга должны быть равны.
Полезный совет
В призме преломлённый световой луч отклоняется в основанию призмы.
Помните — если угол падения равен углу отражения, то среда, в которой отражается луч, оптически более плотная (ОБП); если угол падения больше угла преломления, то свет переходит из ОМП (оптически менее плотной) среды в ОБП, и наоборот.
Помните — если угол падения равен углу отражения, то среда, в которой отражается луч, оптически более плотная (ОБП); если угол падения больше угла преломления, то свет переходит из ОМП (оптически менее плотной) среды в ОБП, и наоборот.
Источники:
- 12 класс. Задачи. Световые волны
- решение задач по оптике