Инструкция
1
Подавайте в суд не на телеканал, где вы увидели рекламный ролик, и не на рекламное агентство, которое его изготовило, а на рекламодателя - компанию, которая реализует рекламируемый товар или оказывает рекламируемую услугу. Именно рекламодатель несет ответственность за содержание своей рекламы.
2
Если в рекламе просто промелькнуло ваше лицо, при этом, вам не пришлось играть перед камерой роль, давать интервью или просто что-либо говорить, попробуйте привлечь рекламодателя к ответственности по статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Она гласит, что использование изображения гражданина без его согласия допускается лишь если оно «осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах», либо если «гражданин позировал за плату». Учтите, однако, что если вы шли мимо места съемки, и вас показали стоящим в толпе, то ваше изображение показано правомерно, поскольку если оно «получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях», то его тоже можно использовать без разрешения. А вот если вас показали крупным планом, то последнее правило перестает действовать, поскольку в этом случае изображение «является основным объектом использования», и ваше разрешение необходимо. По статье 152.1 ГК РФ рекламодателя можно привлечь только к гражданско-правовой ответственности, поскольку административная и уголовная ответственность за неправомерное использование изображения гражданина не предусмотрена.
3
Если вы выступали перед микрофоном и камерой, делая то, что говорил режиссер, отвечая на вопросы или произнося заранее заготовленную речь, вы обладаете правом на исполнение, являющимся разновидностью смежного права. При желании попробуйте по своему выбору привлечь рекламодателя к одному из трех видов ответственности: гражданско-правовой, административной (статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях) или уголовной (статья 146 Уголовного кодекса). Третий вид ответственности наступает лишь в случае, если нанесенный вам ущерб превысил 50 тысяч рублей (а после принятия статьи 146 в новой редакции эта планка повысится до 250 тысяч рублей).
4
Не подписывайте после съемок какие-либо бумаги, не прочитав их. Возможно, это и есть тот самый договор, который согласно нормам, действующим с 2008 года, предусматривает выплату вам вознаграждения лишь в том случае, если в нем «не указано иное». После того, как вы подпишете договор, в котором предусмотрено ваше безвозмездное участие в съемках, засудить рекламодателя вы уже не сможете.
5
Учтите, что если вы решите начать гражданское дело, в случае вашего проигрыша оплачивать судебные издержки заставят вас. Поэтому не пытайтесь привлекать рекламодателя к гражданско-правовой ответственности без полной уверенности, что вы сможете выиграть суд. Во всех случаях перед тем, как судиться с рекламодателем, попробуйте вначале договориться с ним во внесудебном порядке - возможно, он согласится убрать из рекламы ваше изображение или исполнение либо заключит с вами возмездный договор. А еще подумайте, стоит ли пытаться бороться с рекламодателем вообще. Может быть, лучше порадоваться тому, что вас увидела вся страна? К тому же, если в дальнейшем вы пожелаете где-либо сниматься, можно будет указать в анкете, что у вас уже имеется опыт съемок.
Видео по теме