Инструкция
1
Продумайте, какие основные функции будет выполнять отдел. Конечно, кроме оперативной и традиционной для любого предприятия кадровой работы, отдел должен заниматься перспективным планированием и профессиональным развитием персонала. Вопросы заработной платы, социальных программ и трудовых отношений также входят в его компетенцию. Но современные требования к функционалу отдела кадров включают в себя и вопросы мотивации сотрудников, разработку механизма стимулирования их труда и даже задачу по поддержанию благоприятного климата в коллективе.
2
Определите численность отдела исходя из финансового состояния компании, общей численности работников, наличия дочерних компаний и количества структурных подразделений. На малом предприятии все вышеперечисленные функции может исполнять и один человек при условии, что ему не придется заниматься делопроизводством и управлением персоналом. Если учитывать российские реалии, то в среднем один сотрудник кадровой службы приходится на 100-500 человек персонала компаний. Для предприятия численностью 250 человек достаточно будет отдела кадров, состоящего из начальника и двух менеджеров. Один из них будет заниматься непосредственно подбором персонала и его обучением, другой – вести кадровую работу и оформлять документацию. Функцией начальника будет осуществление общего руководства.
3
Если предприятие – крупное и количество сотрудников отдела кадров больше, чем 3 человека, то поручите распределение обязанностей между ними и создание рабочих групп начальнику отдела. В названиях секторов и групп должны быть отражены те основные задачи, которые они призваны решать. Список таких задач для каждого предприятия может быть своим. К традиционным, например, относятся: прием на работу и увольнение сотрудников, планирование рабочих мест, проведение обучающих программ и мероприятий, социальные вопросы, юридическое обеспечение трудовых отношений.
4
Определите зону ответственности и полномочия отдела кадров. Наиболее успешной на производстве зарекомендовала себя модель, когда сотрудники отдела консультируют линейных менеджеров, работающих непосредственно с персоналом, по возникающим в процессе работы вопросам.