Вам понадобится
- - спидометр или радар;
- - таблицы коэффициентов;
- - калькулятор.
Инструкция
1
Торможение производится за счет увеличения силы трения, которая, выполняя отрицательную работу, снижает скорость транспортного средства. В идеальном варианте, учитывая, что работа идет на изменение кинетической энергии тела, получите соотношение, в котором тормозной путь S равен отношению квадрата скорости v, к удвоенному значению ускорения свободного падения g≈10 м/с² и коэффициента трения о поверхность дороги μ (S=v²/(2∙μ∙g)). При этом не учитывается ни масса автомобиля, а коэффициент трения меняется в зависимости от погодных условий, качества покрышек и типа дорожного покрытия. При расчетах нужно брать скорость автомобиля, которая у него была в момент начала работы тормозной системы. Измерить ее можно при помощи спидометра или радара.
2
В реальной жизни для определения тормозного пути автомобиля применяется формула, выведенная практическим путем. Для того чтобы определить тормозной путь автомобиля, тормозной коэффициент автомобиля K, умножьте на квадрат его скорости в момент начала торможения v. Полученное число поделите на 254 и коэффициент f , который характеризует степень сцепления с дорогой S=K∙v²/(254∙f). Для каждого из коэффициентов есть свой диапазон значений, которые они могут принимать. Например, тормозной коэффициент легкового автомобиля равен 1, а для грузовика берется значение 1,2. Коэффициент сцепления с дорогой может принимать значения 0,1 – для голого льда, 0,15 – для льда со снегом, 0,2 – для заснеженной поверхности, 0,4 для мокрой дороги и 0,8 для сухой.
3
ПримерАвтомобиль «Лада» начал торможение на скорости 80 км/ч, определите его тормозной путь на сухой асфальтной дороге. «Лада» является легковым автомобилем, поэтому коэффициент автомобиля равен 1. Поскольку дорога сухая, то коэффициент сцепления берите 0,8. Подставьте значение в формулу и получите S=1∙80²/(254∙0,8)≈31,5 м.
4
Эта формула не учитывает степень изношенности покрышек и тормозных колодок автомобиля, поэтому реальный результат может быть несколько иным. Но в любом случае, погрешность будет не более нескольких метров.