Пусть и не каждый до конца прослушает известное сочинение, но первые же такты действуют на всех слушателей завораживающе. Автор удивительного творения – крупнейшая в южноамериканской музыке фигура, бразильский композитор Эйтор Вилла-Лобос.


Рождение замысла

Профессионального образования у него не было. Талантливый самоучка обходился без него, создавая музыку в разных жанрах. Музыкант не только оставил около тысячи творений, но и основал в Бразилии важнейшие музинституты.

Любимым композитором Вилла-Лобоса был Бах. Вот и решил музыкант создать нечто национальное в стиле любимого автора. Идея замысла родилась во время пребывания в Париже, где музыкант совершенствовался. Он знал об экспериментах Стравинского в стиле музыкального неоклассицизма, единении современного языка и принципов традиционной музыки.

По приезде домой бразилец приступил к работе над сюитами с токкатами и фугами в стиле Баха, но с фольклорным бразильским колоритом. Вила-Лобос задался целью отыскать границу между вкусами массового слушателя и предпочтениями местных меломанов, не признававших национальные народные напевы искусством.

Творчество

На протяжении 15 лет было создано 9 Бразильских бахиан, всего 29 пьес. Наибольшую известность снискала пятая. В ней две части, хотя первоначально была лишь Ария, та самая, популярнейшая мелодия. Вторую часть автор дописал через семь лет.


Вокализ в первой редакции отсутствовал: голос заменяло виолончельное соло. Кем подана мысль о замене инструмента голосом неизвестно, но получилось гениально. Ария прославила автора на всю планету. Однако на родине творца большим успехом пользуется все же Токката из «Второй бахианы», «Глубинная кукушка». Такое же название носит снующий между поселениями небольшой узкоколейный состав.

Многие из сочинений посвящены возлюбленной композитора, скрипачке и секретарю музыканта Арминде. Ее имя скрыто под псевдонимом Mindinha. Пятая бахиана открыла список творений, музой для которых служила девушка.

Источники вдохновения

«Ариями» Вилла-Лобос именовал все напевные пьесы по французской традиции. К опере отсыла в названии нет. Образцом для знаменитой пьесы стала созданная Бахом «Ария», вторая часть третьей оркестровой сюиты. Вторым источником называют «Вокализ» Рахманинова. По сути это и есть русская бахиана. В ней соединены лирика немецкого классика и русская напевность. Идея пришлась по душе Вилла-Лобосу, переделавшему замысел на свой лад.

Но все же текст, пусть и лишь в середине, в бразильского автора есть. Он написан первой исполнительницей Бахианы, певицей Рут Валадарес Корреа. В нем рассказывается про любующуюся своим отражением в морских водах луну и медленно плывущее по ночному небу облако.


Почему именно это произведение произвело такой фурор неизвестно никому даже, вероятнее всего, автору. Однако идея чудесной мелодии пришла в его голову поистине в счастливый момент: завораживающий ритм, напев, плывущий как речное течение и таинственно-завораживающе пение дуэта человека и виолончели.