Инструкция
1
При воспитании первого ребенка родители чаще всего ориентированы на знания, полученные в книгах или на лекциях по педагогике и психологии, но не все эти знания должны быть использованы как указания к точному действию. Ориентируясь на особенности ребенка, методы и приемы воспитания претерпевают изменения. Дети отличаются по темпераменту, по уровню здоровья, по степени привязанности к родителям и т.д. В книгах, чаще всего, дается перечень разнообразных приемов воспитания: подберите те, которые подходят именно вашей семье, вашему ребенку.
2
Первый ребенок, как правило, получает любовь всех взрослых в его ближайшем окружении. Он привыкает к такому объему любви и обожания, поэтому в будущем ожидает и от воспитателей детского сада, и от учителей такого же отношения. Недостаток любви расстраивает его. Поэтому для первого ребенка в семье важно создать не только ауру безусловного принятия, но и систему требований, исполнение которых необходимо четко контролировать.
3
При появлении второго ребенка в семье, старший ребенок может оказаться в «зоне невнимания» взрослых, что провоцирует появление ревности к новорожденному и обиду на родителей. По мнению А. Адлера, ребенок чувствует себя царем, свергнутым с трона. Для снижения его неудовольствия, родители должны распределить между собой обязанности по уходу за детьми. Следует как можно чаще замечать и обозначать успехи первого ребенка, хвалить его за помощь, привлекать к совместной деятельности.
4
Современные дети не хотят чувствовать себя старшими, потому что именно на них ложится груз ответственности за младшего брата или сестру. Именно они становятся примером для других детей в семье. А быть идеальным все время – очень трудно. Поэтому как можно меньше следует говорить фразы: «Ты старший, ты пример для других, ты должен…». Такие требования вызывают сопротивление ребенка, и он начинает вести себя противоположно. Теперь он хочет быть уже не царем, а чувствовать себя хотя бы наравне со всеми остальными детьми в семье.