Многие, даже далекие от архитектуры люди, безошибочно опознают здания, возведенные с середины 30-х по середину 50-х годов, как «сталинки». Им свойственны размах и помпезность. Однако архитектура того периода совсем не однородна: в ней все же прослеживаются разные течения. В любом случае здания в сталинском классицизме преобладали и определяли образ Москвы, т. к. возводились на важных радиальных магистралях города и набережных.  


1. Дом Академии РККА

Он возведен на Яузском бульваре в 1936 году. Автором проекта является известный советский конструктивист Илья Голосов, который одним из первых начал поиск нового архитектурного стиля. Дом предназначался для проживания слушателей Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева. Изначально там было общежитие. Сейчас здание является жилым домом. Постройка признана объектом культурного наследия на региональном уровне. Она стала весьма ярким примером творческих изысканий Ильи Голосова. 


Дому присущи классические черты, но декоративные элементы, например колоннада, консоли, пилястры и венчающий карниз, сделаны в другом стиле. И архитектор пошел на этот шаг намеренно.  

2. Северный речной вокзал

Он появился в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища благодаря открытию канала Москва – Волга (сейчас им. Москвы). Автором проекта является Алексей Рухлядев. Видимо, архитектор вдохновлялся работами итальянского Ренессанса. Вокзал спроектирован в образе теплохода. По всему периметру идет галерея в два яруса, что придает зданию воздушность. Она переходит в башню, которую венчает шпиль со звездой.


Долгое время вокзал пребывал в унылом состоянии. В 2018 году началась его реконструкция, которая продлилась два года.    


3. Дом ударников-железнодорожников 

Это первая многоэтажка на Краснопрудной улице. Автором проекта выступил Зиновий Розенфельд. Во внешнем облике постройки прослеживаются черты постконструктивизма. Фасад украшают многочисленные кессоны – углубления. 


Архитектор хотел, чтобы дом производил впечатление гигантской постройки, и у него это получилось. Часть стены умышленно оставлена пустой. Благодаря этому был достигнут эффект динамичности. 

4. Дом Заводстроя

Восьмиэтажный угловой дом на Большой Сухаревской площади интересен как яркий пример изменения архитектурных предпочтений в 30-х годах. Изначально он проектировался немцем Хансом Реммеле, а достраивал его уже Дмитрий Булгаков. Благодаря ему в аскетичный облик добавилось много декора.  


Так, над центральными частями двух фасадов появились внушительные карнизы с гипертрофированными кронштейнами. Надо отметить, что творческий эксперимент удался. 


5. Дом завода «Геодезия»

Самая высокая постройка Пятницкой улицы. Дом в десять этажей появился в 1938 году, он является классикой сталинского стиля. Автор проекта – Кирилл Афанасьев. 


В декоре дома, который повторяет изгиб улицы, явно ощутимы мотивы итальянского Ренессанса: лоджии с арками-порталами, деление плоскости стен горизонтальными тягами эффектного профиля, застекленные эркеры.