Пузеля или пазлы.Эта игра-головоломка, которая выглядит как мозаика, была изобретена в 1760 году британским гравером и картографом Джоном Стилбери. Картограф приклеил географическую карту на тонкий лист древесины шпон. После чего распилил ее на множество частей. Предполагалось, что подобная забава будет особенно интересна детям, но это умиротворяющее занятие быстро пришлось по вкусу и взрослым. Естественно, чем сложнее были вырезаны детали пазла, тем интереснее было его собирать.


Почта в шляпе. Так называемая почта в шляпе была довольно популярной игрой. Как в нее играли? Каждый из участников получал небольшой листок бумаги на котором писал интересующий его вопрос, затем все листки складывались в шляпу и тщательно перемешивались. Участники по очереди доставали бумажки и не читая вопрос писали ответ на другой стороне. Листы с ответами помещались уже в другой головной убор. В финале все письма изымались из шляпы и зачитывались вслух. Естественно, ответы на вопросы были крайне нелепыми, в зале раздавался громкий смех.


В Париж на выставку. Настольные игры были в не меньшем почете. Их было довольно много, но практически все из них состояли из игрового поля, кубика и фигурок. По мнению историков, большинство этих игр являются некой вариацией гуська, старинной русской игры, суть которой заключалась в постепенном продвижение по полю к финишу. Очки ходов соответствовали числу на игровых костях и попутному сбору гусей.


Некоторые из «настолок» отражали цель путешествия того времени. К примеру, та же «в Париж на выставку», суть которой заключалась в том, чтобы быстрее всех добраться до столицы Франции и посетить выставку достижений народного хозяйства.


Пожалуй, самой популярной настольной игрой всегда было лото. Ввезенные в Российскую Империи еще в XVIII веке, оно быстро пришлась по душе многим аристократам. Лото было практически у каждого. За ним пролетали дождливые осенние дни и морозные зимние вечера. В него играли на деньги и часто проигрывали целые состояния. Собственно поэтому лото было запрещено в общественных местах.


Правила игры крайне просты и в неизменном виде дошли до наших дней. Каждый из игроков получает карточки с цифрами, ведущий достает из мешка небольшие пронумерованные бочонки, называют номер, который нужно будет зачеркнуть в карточке. Побеждает тот, кто быстрее всех забьет горизонтальный ряд.


Игровая зависимость. Из-за азартной составляющей, карты были запрещены во многих светских салонах, а сами игры считались непристойными. После очередной партии мог разгореться скандал, который затем перерастал в драку. Доходило и до убийств. О зависимости от азартных игр было известно уже в те времена. Выходили даже целые сборники, предостерегающие молодежь от подобных пагубных развлечений.


Тем не менее, в карты играли и богатые и бедные, а сами игры делились на два типа. В одних все зависело от удачи, то есть выиграть мог буквально любой, в других же ключевую роль играла смекалка и скорость реакции игрока.


Рифмы, фанты, горелки и другие невинные игры. Под невинными подразумевались различные активные игры. В отличие от карточных, в них не было и намека на симуляцию, ложь и различные грязные уловки. К ним относились фанты, игроки должны выполнить шуточное задание, назначаемое жребием. Вроде кукарекнуть, попрыгать на одной ноге и так далее.


Горелки, игроки выстраиваются парами и становится друг за другом. Один становится на два-три шага впереди всех на линии или в намеченном кругу. Этот игрок называется горелка, горельщик, горящий, огарыш. Он поет песенку, «гори-гори ясно, чтобы не погасло, раз-два-три последняя пара беги». По команде беги, игроки в последней паре разбегаются вдоль колонн, один вправо, другой влево, чтобы впереди горелки взяться за руки. Горелка пытается поймать одного из них, пока они не соединили руки. Кого горелка поймает, тот становится на его место. Игра продолжается пока все пары не перебегают с конца колонны. Образованная пара становится впереди, остальные пары отступают назад. Игра заканчивается, когда все пробегут по одному разу.


Игра горелки была чрезвычайно популярной в конце XIX, начале XX века. Распространилась на различных восточнославянских территориях и зафиксирована во многих этнографических источниках. Играли в нее не только дети, но и ребята пред брачного возраста. Считают, что детская игра ведет свое происхождение от очень древнего мифического ритуала. Возможно еще с языческих времен.


Песенка, которую поет горелка, заверенная во многих вариантах: «горю, горю пень», «горю, горю дуб», «горю, горю, в огне страдаю». В старинном варианте игры ведется целый диалог между горелкой и другими игроками. После реплики горелки, звучит фраза, «что ж ты горишь?», которую произносит игрок с задней пары, иногда все игроки вместе. Последний игрок объявлял, что хочет поймать девушку, «горю, горю пень. Что горишь? Красную девушку хочу. Какую? Тебя молодую.»


Еще одной не самый подвижной, но веселой игрой были рифмы или рифмоплет. Суть, игроки садятся или становится в круг. Один из них начинает бросать платок в другого, параллельно выкрикивать любое слово. Человек напротив должен обязательно поймать платок и придумать рифму к слову. Платок перемещался по кругу и собирал смешные слова. Многие старались придумать сложные слова, подобрать рифму к которым было крайне непросто, а результат мог быть крайне неожиданным и смешным, вроде прогулка – булка, компот - антидот и так далее.


Рифмы зародились во Франции, примерно в начале XIX века. Игра называлась «буриме». И быстро стали популярны практически во всей Европе. Быстро переросли из игры для аристократов, в развлечения для широких кругов населения.


Летающие птицы. Летающие птицы еще одна не менее веселая игра. Участникам нужно было сесть за круглый стол и положить на него указательные пальцы. Отдельно назначенный водящий перечислял одушевленные и неодушевленные предметы. Если в ходе перечисления был назван предмет, который может летать, участники должны были поднять указательный палец вверх. Если кто-то спешил и поднимал палец на слове крокодил или свекла, то вылетал из игры.


Преобладание тех или иных игр менялась в зависимости от эпохи и отражала культурные тенденции того времени. Пожалуй, наиболее популярными всегда были карточные игры, а исключением интеллектуальные, которые объединяли небольшой круг людей с идентичными духовными ценностями.


После революции, игры буржуазии, аристократов не имели место в новом пролетарском государстве. Одни из них постепенно становились народными, другие же канули в лету.