Под лидером правильно понимать не только человека, владеющего управленческими навыками, такими как планирование времени, достижение целей и готовность браться за сложные задачи — сами по себе эти навыки не делают лидером их обладателя. Для наглядности: Стив Джобс, Генри Форд или Майкл Джексон — каждый из них считается лидером в своей сфере. Может быть, они были очень дисциплинированы, с высоким показателем ответственности и, возможно, даже зарядку делали каждое утро. Но согласитесь — лидерами их сделало не это. Вернее, не только это.
Если человек знает, чего он хочет добиться от жизни, кем он себя в ней видит в долгосрочной перспективе и имеет план, как к этой цели дойти, — то с большой долей вероятности этот человек станет лидером своей жизни. И он сам уже определит для себя, что ему важнее: железная дисциплина или гибкость, неоспоримая решительность или королевское спокойствие, умение делегировать или собственная продуктивность.
Еще одно важное качество лидера — психологическая зрелость. Такой человек, в отличие от незрелого, например, ребенка, ищет выход из любой ситуации и обязательно его находит, потому что не ограничен правилами и какой-то системой. Важно аккуратно воспитывать в ребенке это качество, но сразу объяснить, что путь “по головам” стоит применять лишь в самых крайних случаях или избегать его совсем. Потому что честность и порядочность не являются ограничивающими факторами.
Человек-лидер далеко не всегда руководитель. Часто лидерами являются линейные командные игроки, так как для них главное — результат, а не самоутверждение. Лидер вполне может мыть полы в офисе или заниматься любой другой самой “непрестижной” работой, если он четко понимает, для чего нужна эта ступень и какой шаг будет следующим.
Получается, лидером может быть совершенно любой человек, вне зависимости от профессии. Художника, обладающего определенными качествами и заражающего своими суждениями или творческими находками последователей легко можно считать лидером, но далеко не каждого директора компании назовешь лидером.
Так что же все-таки нужно, чтобы воспитать лидера?
С одной стороны из всего вышесказанного следует, что воспитать лидера не получится, так как развитие самоорганизованности, ораторских способностей и железной воли совершенно не гарантируют, что в будущем ваш ребенок сможет вдохновлять окружающих следовать за ним.
При этом вытекает и второй вывод: лидером может стать тот ребенок, который стремится и умеет реализовывать собственные желания. И как раз это качество ему можно помочь развить:
- спрашивать ребенка, что он хочет, и по-возможности прислушиваться к его комментариям, учитывать их при принятии решений. Регулярные вопросы “Что ты хочешь” помогут ребенку понимать свои желания, уметь их формулировать.
- вместе с ребенком осознавать, что желания направлены на созидание, а не разрушения. Взрослые легко понимают, что разрисовывать и рвать обои — плохая идея, а подклеить порвавшуюся книгу — хорошая. Ребенок подсознательно тоже это понимает и сам по себе не хочет разрушать, но если такое все же часто происходит, то родители должны обратить в первую очередь внимание на себя. Скорее всего именно они несут какие-то разрушающие идеи в собственном поведении.
- разговаривать с ребенком и слышать его поведенческие мотивы. Часто бывает так, что ребенок преследует благую цель, но не умеет достичь ее правильными поступками. Например, он украл у другого ребенка красивую игрушку, но лишь для того, чтобы подарить ее сестренке. В этом случае важно объяснить ребенку, что его желание очень хорошее, только способ реализации — нет. Объяснить почему и помочь найти другие пути к решению, но не слепо его ругать за каждый проступок. Если постоянно за все наказывать ребенка, то довольно быстро он станет подавлять в себе любые желания.
- хвалить ребенка за движение к исполнению своих желаний. Если ребенок чего-то хочет — пусть пробует, даже если у него получится не с первого и не с десятого раза.Только так у него закладывается принцип «вижу цель — не вижу преград». И только так зарождаются лидерские качества: когда ребенка не останавливают в желаниях, а дают возможность двигаться к ним. Здесь важно, что ребенок двигается к цели методом проб и ошибок — благодаря этому он научится видеть связь между своими действиями, полученными результатом и последствиями. Предположим, родители дали деньги на новую толстовку, которую ребенок очень хотел. Но он потратил эти деньги на развлечения. Просить снова бесполезно, деньги ему теперь дадут только в следующем месяце, так что придется потерпеть без толстовки. Так ребенок не только научится чего-то желать, но и будет ответственно подходить к реализации задуманного или придумывать другие способы достижения (например, заработав нужные деньги).