Реальная жизнь — не школа и не вуз
В любом учебном заведении есть чёткая и понятная система правил, выполняя которые, ученик всегда может рассчитывать на пятёрки и на похвалу учителей и наставников. Но когда настаёт время выйти за стены альма-матер, у прилежных учеников (отличников) наступает прозрение. Они осознают, что никто их хвалить больше не будет. И вообще умение что-то выучить и качественно пересказать это преподавателю мало что даёт на практике. На этой почве у многих отличников может возникнуть в личностный кризис, в результате чего их карьера может с самого начала не сложиться.
А вот у троечников нет таких проблем. Они, как правило, более устойчивы к критике (привыкли к ней), не так бояться рисковать и ошибаться. Да и вообще тройки в школьном аттестате могут говорить лишь о том, что у человека были какие-то другие, более важные, чем учёба, интересы и увлечения, в которых он весьма и весьма преуспевал.
У отличников же школа и подготовка к урокам и занятиям — это главное, чем они живут. И когда учёба заканчивается, возникает пустота, которую не ясно чем заполнить.
И ещё один важный момент, о котором стоит упомянуть: отличники — это в большинстве своем перфекционисты, а эта черта на самом деле не способствует успеху. В нашем быстроменяющемся мире сидеть часами над одной простой задачей, пытаясь достичь совершенства — это значит гарантированно оказаться в числе отстающих. За это же время люди, которые проще ко всему относятся, смогут выполнить уже пять или десять подобных задач (пусть и не идеально, но кого это вообще волнует). И если отличники не смогут перестроиться, то их однозначно будет ждать увольнение.
Кроме того, отличники привыкли делать всё честно, рассчитывать только на свои знания. И это тоже не самая лучшая тактика в реальной жизни. С другой стороны, троечники часто грешат тем, что хитрят, выкручиваются, прибегают к списыванию, благодаря чему получают приемлемые для себя оценки. Таким образом в их сознании с детства закрепляется убеждённость, что обман — это очень эффективный инструмент, который позволяет добиваться того, чего хочешь, без существенных усилий. В жизни эта убеждённость, как ни странно, помогает. Если разобраться, во многих жизненных ситуациях обман играет роль своеобразного чит-кода. Он позволяет «срезать углы» и обходить более честных конкурентов (при этом никакого серьёзного наказания за обман обычно не происходит).
Каждому — по заслугам?
Увы, такие случаи, когда бывший отличник становится алкоголиком, живёт с мамой, работает библиотекарем или даже дворником, и ни на что большее не претендует — не редкость. Но когда разговор заходит о таких людях, как-то язык не поворачивается утверждать, что они это заслужили, и вообще всё происходит именно так, как должно. Часто кажется, что судьбы этих людей могли бы сложиться иначе, что их потенциал не раскрылся не совсем по их вине. Кажется, что если бы общество было каким-то другим, менее жёстким и равнодушным, то, возможно, эти люди смогли бы реализовать свои таланты и способности в полной мере.
Что же касается троечников, то, безусловно, с помощью каких-то своих личных качеств они могут пробиться на руководящие должности, но не факт, что они будут истинно компетентными руководителями. А в некомпетентости, как ни крути, нет ничего хорошего, в долгосрочной перспективе она разрушительна.
Кроме того, причиной успеха бывших троечников может являться просто гипертрофированное желание и умение наживаться за счёт других (за счёт тех же исполнительных бывших отличников). Но разве это может заслуживать уважения?
Вывод же из всего этого напрашиваются следующий: те знания и навыки, которые даёт система образования (при условии, что трудоустройство совершенно не гарантируется) могут оказаться по факту бесполезными. И это играет на руку троечникам, которые, будто бы чувствуя это, относятся к учёбе не слишком добросовестно. С другой стороны, те усилия, которые прикладывают отличники, чтобы получать свои пятёрки, при нынешнем положении вещей, обесцениваются. И такое обесценивание вполне способно запустить процесс превращения вчерашнего отличника в откровенного неудачника.