Габриэль Бонер Шанель появилась на свет летом 1883 года в маленьком городке на западе Франции. Она родилась в обычной семье торговца носками и бывшей крестьянки. Родители практически не уделяли внимание маленькой Габриэль, а после смерти матери в 12-летнем возрасте отец и вовсе отдал ее в католический приют на воспитание. В приюте будущая Коко провела 8 лет, а достигнув своего 20-тилетия, оставила монашеский кров и устроилась приказчицей в галантерейный магазин в городе Мулен.
Существует целых 2 версии появления приставки Коко в легендарном имени: по одной из них имя приклеилось к Габриэль из-за модной тогда песни «Кто видал Коко у Тракадеро», которую она бесконечно напевала. Сама же Шанель объясняла это детским прозвищем «коко», что значит «цыпленок», которым нежно называл ее отец.
Молодая девушка без приданого и связей хорошо понимала, что добиться успеха она сможет только с помощью мужского покровительства. Поэтому знакомство с молодым богатым буржуа Этьеном Бальсаном стало для нее большой удачей и на несколько лет предопределило судьбу. Именно в его парижской квартире был запущен процесс по пошиву аккуратных шляпок, которые принесли Шанель первую популярность. Минималистичные модели без вычурных перьев моментально завоевали любовь французских модниц.
Через некоторое время Коко знакомится с приятелем Бальсана – Артуром Кэйпелом и между ними завязывается роман длиною в девять лет. Именно благодаря его финансовым вложениям Шанель сначала открывает магазин дамских головных уборов, а уже в 1910 году, вдохновившись успехом, и первое собственное ателье на улице Камбон.
В 1913 бутики Шанель открылись сразу в двух французских городах: Довиле и Биарицце. Кроме шляпок в магазинах продавалась спортивная одежда, а также удобные вещи из фланели, трикотажа и льна.
Сама Коко, фигура которой не отличалась особой женственностью, тяготела к удобству и простым силуэтам. Она считала, что пришло время пафосу и чрезмерной роскоши уступить место практичной элегантности.
К 1915 году одежда Шанель становится все популярнее, она открывает свой первый бутик в Париже, а журнал Harper’s Bazaar называет ее одним из самых желанных дизайнеров французских женщин. Уже через год ее бизнес становится настолько прибыльным, что она возвращает Кэйпелу все вложенные деньги.
В 1918 году Коко приобретает собственное здание на улице Комбон, которое впоследствии станет всемирно известным модным домом. А в 1919 – имя Chanel было официально зарегистрировано как торговый знак.
В том же 1919 году в жизни кутюрье происходит большая трагедия: погибает в автомобильной катастрофе Артур Кэйпел. Поскольку к тому времени ее возлюбленный был женат, хоть и не прекращал своих отношений с Шанель, она не могла официально по нему скорбеть. Ходит легенда, что скромное маленькое черное платье она изобрела именно для того, чтобы одеть в траур всех женщин, включая себя.
В 1920 году в Биарицце Шанель знакомится с эмигрировавшим русским аристократом – племянником последнего императора – Дмитрием Павловичем Романовым. Этот роман стал не только символом «русского периода» в творчестве дизайнера, но подарил миру легендарные духи Chanel №5.
Коко к тому времени уже вынашивала идею создания собственного парфюма, но сама она в композициях и нотах совершенно не разбиралась. Князь Дмитрий Павлович познакомил ее с русским парфюмером французского происхождения Эрнестом Бо, который, как и многие, вынужден был покинуть Россию после революции. Целый год Бо экспериментировал с компонентами и в итоге представил на суд Коко 5 пробирок с ароматами. Больше всего ей понравился аромат под номером 5, кроме того пятерка была любимым числом кутюрье, что и определило выбор. Это был первый парфюм, синтезированный из 80 компонентов и не повторявший запах одного цветка, как было принято до этого.
Духи были анонсированы в 1921 году и моментально стали бестселлером. Предприимчивая Шанель заблаговременно разослала несколько флаконов в подарок известным дамам и таким образом к моменту поступления в продажу за Chanel №5 уже выстраивалась очередь.
В 1924 году Шанель задумалась о широком распространении своего парфюма, который до этого предназначался только для покупателей ее бутика. Владелец Галереи Лафайет познакомил ее с предпринимателем Пьером Вертхаймером, и все вместе они создали компанию «Шанель Парфам», которая вывела духи на абсолютно другой уровень. Единственным минусом оказался тот факт, что Коко принадлежало всего 10% парфюмерного бизнеса, что вскоре стало серьезным камнем преткновения между партнерами.
В эти годы Шанель начинает производство собственных украшений, начиная от бижутерии и заканчивая драгоценностями. Жемчужные нити и знаменитые алмазные колье навсегда стали визитной карточкой кутюрье наравне с духами и твидовыми жакетами.
Любовь к твиду, как и костюмы жокеев, непромокаемые плащи и свитера появились в коллекциях кутюрье во времена романа с герцогом Вестминстерским – самым долгим романом за всю ее жизнь.
В 1931 году в Монте-Карло Коко познакомилась с успешным голливудским продюсером Сэмюэлем Голдвином, который предложил ей за баснословные деньги шить костюмы для звезд киноиндустрии. Шанель приняла предложение, однако довольно быстро они разочаровались друг в друге. Для Голливуда ее демократичный стиль был недостаточно сенсационным, а Шанель ради денег не стала предавать свои идеалы.
Вторая мировая война вынудила кутюрье приостановить производство и закрыть все бутики. Шанель уволила весь персонал, а сама поселилась в отеле Ritz, в котором располагался штаб немецких офицеров. Там состоялось ее знакомство с бароном фон Динклагеном и вскоре у них начался роман. Барон служил в военной разведке, а сама Шанель, как свидетельствуют источники, всячески восхваляла и поддерживала политику Гитлера. После освобождения Франции в 1944 Коко Шанель была арестована за пособничество фашистам. Спастись ей удалось лишь благодаря содействию Уинстона Черчилля в обмен на то, что она покинет Францию. После этого Шанель вместе с фон Динклагеном уезжает в Швейцарию и почти на десятилетие уходит в тень модной индустрии.
Еще в начале сороковых годов Шанель, осознав, какой невыгодный контракт на производство духов она подписала, начала судебную тяжбу с Пьером Вертхаймером. В мае 1941 года она даже отправила прошение немецким чиновникам о легализации ее единоличных прав на «Шанель Парфам», апеллируя фактом еврейского происхождения партнера. Однако она не знала того, что Вертхаймер предусмотрительно передал права на управление фирмой французскому бизнесмену Феликсу Амио, который вернул собственность владельцу после окончания войны. Тогда Коко приняла решение о выпуске духов под своим именем и запустила их в продажу, поставив тем самым прибыльность «Шанель Парфам» под угрозу. Это заставило Пьера Вертхаймера сесть с Шанель за стол переговоров, и 17 мая 1947 года они подписали новый контракт, по которому дизайнеру полагалась прибыль с реализации духов во время войны, 2% от выручки от продажи парфюма по всему миру, а также ежемесячная стипендия до конца жизни.
Шанель вернулась в Париж в 1953 году и нашла его совсем другим. На вершине модного Олимпа правили мужчины: Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага, Роберт Пиге – и они стремились уйти от ужасов военных лет с помощью роскоши и забытой женственности. Эпоха Шанель была позабыта и ей пришлось заново напоминать о себе. Как бы внутренне не сопротивлялась Коко, но без финансовой помощи в новом мире ей было не обойтись, и она была вынуждена обратиться за средствами к Вертхаймеру. Богатый еврей принял ее предложение и не прогадал: его потомки и по сей день владеют контрольным пакетом акций дома Chanel.
Шанель триумфально вернулась в мир моды в 1954 году, представив публике фирменную коллекцию драгоценностей и обновленные твидовые костюмы, украшенные черным и белым жемчугом. Французские критики встретили ее возвращение несколько прохладно, а вот американцы и британцы были в полном восторге. Однако уже через 3 сезона в родной Франции к ней вернулось былая слава и уважение: одежда от Шанель отныне становится синонимом респектабельности и успеха.
В феврале 1955 году дом Chanel выпустил знаковую сумку 2/55 со стеганой фактурой и длинной цепочкой золотого или серебряного цвета. Эти сумки, которые впервые стали носить не только в руке, но и на плече, наравне с духами и твидом до сих пор являются символами Модного дома.
На протяжении следующего десятилетия перед стилем Шанель безоговорочно капитулировал Голливуд. В ее одежде можно было увидеть Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и даже саму Жаклин Кеннеди. Кроме этого Коко активно поддерживала талантливых людей искусства, так, в частности, она оказывала материальную поддержку Пабло Пикассо и Сальвадору Дали.
В 1965 году Шанель берется за производство обуви и выпускает остроносые балетки без пятки, а также бежевые туфли с черным мысом, которые визуально уменьшали размер ноги. Все следующие 6 лет до самой своей смерти она активно и плодотворно работала.
Умерла Коко Шанель зимой 1971 года в возрасте 87 лет. Несмотря на большое количество друзей и обожателей, в последние минуты рядом с ней была только горничная. Похоронили ее, как она и завещала, в Швейцарии, в единственном месте, где она чувствовала себя защищенной.