Древний церемониальный центр
Религиозные верования и власть правящих классов в Полинезии, как и во многих других цивилизациях в мире, породили строительство великих монументальных сооружений. Искусство вырезания каменных статуй было известно первым полинезийским поселенцам, возглавляемых королем Хоту Матуа. Они приплыли на остров между 400 и 800 г. н.э. Прототипы архитектуры рапа-нуи широко распространены в Полинезии, особенно на Маркизских островах и Таити. Со временем они приобрели свои собственные элементы и особенности строительства на острове Пасхи.
Слово «аху» используется для обозначения алтаря или церемониальной платформы, на которой были установлены статуи. Аху был политическим, социальным и религиозным центром различных племен и кланов острова Пасхи. Здесь проводились важные мероприятия: праздники урожая, похоронные обряды и собрания старейшин.
Подавляющее большинство аху расположено параллельно береговой линии. Платформы образуют почти непрерывную линию вокруг побережья. В среднем расстояние между ними составляет менее километра.
Как создавали моаи
Первоначально статуи острова Пасхи были вылеплены из базальта и трахита. Это твердый и очень тяжелый материал, поэтому на создание небольших статуй уходило много времени. Вскоре был обнаружен серо-желтый вулканический камень на склонах вулкана Рано Рараку. Он представляет собой прессованный пепел, инкрустированный базальтом. Этот материал, называемый туф, оказался более подходящим для массового строительства статуй с помощью простых инструментов.
Мастера-резчики рубили камень с помощью базальтовых или обсидиановых долот. На изготовление одного большого моаи уходило до двух лет. Сначала вырезали переднюю часть статуи прямо в скале, кроме глазниц. Неизвестно, почему они не отсекали большие грубые блоки и не отвозили их в более удобное для работы место. Вместо этого скульпторы поднимались на самую высокую и неприступную часть вулкана, и вырезали каждую деталь моаи, в том числе тонкие черты лица и рук, в их первоначальном месте. На завершающем этапе работы статуя отсекалась от скалы. Затем она скользила вниз по склону к основанию холма. Люди удерживали ее веревками из растительного волокна. Моаи приземлялся в заранее вырытую яму, и принимал вертикальное положение. В этом положении мастера завершали работу над спиной и отправляли изделие до конечного пункта назначения.
58 моаи имеют красный головной убор, который называется «пукао». Он имеет цилиндрическую форму и сделан из красного туфа из карьера вулкана Пуна Пау. Считается, что пукао представляет собой волосы, завязанные в пучок и окрашенные в охру. Такую прическу носили некоторые полинезийские племена.
Как перевозили и устанавливали статую
Перемещение этих огромных и тяжелых статуй все еще остается самой большой неразгаданной загадкой острова Пасхи. Существует ряд серьезных гипотез, подкрепленных экспериментами. Они продемонстрировали, что перемещение 10-тонных моаи было под силу древним островитянам.
Традиционная версия ученых гласит, что моаи «шагали» до платформы. Великана заставляли попеременно наклоняться, раскачивая из стороны в сторону и подкладывая дополнительные бревна. Другой успешный эксперимент показал, что истуканов могли перевозить на деревянной платформе, которая скользила по поперечным бревнам.
Как только моаи был установлен вертикально, ему вырезали глазницы, в которые помещали в них глаза из белого коралла и зрачки из обсидиана. В то время считалось, что статуя через глаза направляет свою сверхъестественную силу на племя, чтобы защитить его. Это объясняет, почему все моаи смотрят внутрь острова, где были города, а не на океан. Потеряв глаза, статуя теряла и свою силу.
Сколько статуй на острове Пасхи
На острове Пасхи зарегистрировано около 900 моаи. Из них 400 находятся в карьере Рано-Рараку, а 288 установлены на церемониальной платформе. Остальные разбросаны по разным частям острова, вероятно, оставленные на пути к какому-то аху.
Средняя высота моаи составляет около 4,5 метров, но на острове находят и 10-метровые экземпляры. Стандартный вес составляет около 5 тонн, но 30-40 статуй весят более 10 тонн.
Самые известные платформы моаи
Аху Тахаи
Древнее поселение Тахаи находится в непосредственной близости от города Ханга Роа — столицы острова Пасхи. Территория комплекса занимает площадь около 250 квадратных метров. Археолог Уильям Маллой тщательно исследовал археологические находки Тахаи и восстановил многие постройки: основания домов в форме перевернутой лодки, курятники и каменные печи. Самый впечатляющий объект Тахаи — это церемониальная платформа с пятью статуями. Чуть поодаль находится одинокий моаи, сильно пострадавший от эрозии. В нескольких метрах от него стоит полностью восстановленный истукан — единственный на острове с сохранившимися глазами.
Аху Нау Нау
Платформа Нау Нау является самой сложной и лучше всего сохранившейся из трех, построенных на пляже Анакена. По легенде, именно здесь высадились первые переселенцы из Полинезии во главе с королем Хоту Матуа. Статуи долго оставались погребенными в песке, что защитило их от эрозии.
Аху Акиви
Акиви — это первый аху, который был восстановлен на острове. Это единственные статуи, которые обращены лицом к морю. Считается, что семь фигур напоминают о семи исследователях, которые обнаружили остров Рапа-Нуи, и доложили о нем королю Хоту Матуа.
Аху Тонгарики
15 каменных гигантов установлены на алтаре длиной 100 метров. Это самый большой археологический памятник не только на острове Пасхи, но и во всей Полинезии. Все статуи различаются высотой и искусством выполнения деталей. Позади платформы лежат разбитыми еще, как минимум, 15 моаи. По словам историков, они были частью Аху Тонгарики, которая могла выдержать более 30 монументов.
Аху Те Пеу
Поселение Те Пеу осталось практически нетронутым с тех пор, как древние жители покинули это место. Статуи лежат разбитыми и заброшенными в уединенном месте вдали от основных туристических маршрутов. Головы древних истуканов наполовину похоронены в земле, а их тела не отличить от других камней на побережье.