«Авторитет»
Ф. Искандер рассказывает о семье, где папа – Георгий Андреевич – уважаемый в Москве физик. Он полностью отдается научной работе. У него три сына. Старшие добились успеха в биологии и работали за границей. Георгия Андреевича беспокоил младший сын, которому было 12 лет.
Каждое лето всей семьей приезжали на дачу. Георгий Андреевич и на даче занимался наукой. Но сыну внимание уделял. Сын увлекался бадминтоном, оттачивал мастерство на отце. Они часто играли, и отец всегда проигрывал сыну.
Георгий Андреевич часто думал о дальнейшей судьбе младшего сына. За старших он был спокоен. Младший же вызывал беспокойство. Он мало читал. Георгий Андреевич решил приучить его к чтению и стал вслух читать Пушкина и Толстого. Он видел, что сын пытался любыми способами увильнуть от чтения, как от постылой обязанности. Отец задумался. Как же приучить сына читать?
Георгий Андреевич понимал, что не пользуется авторитетом у сына, хотя он и был авторитетным человеком в сфере науки. Единственное, что интересовало сына – это спорт. Значит надо завоевать авторитет сына там. Так подумал отец и решил выиграть у сына партию в бадминтоне. Он поставил условие: если выиграет отец, сын прочитает книгу.
Георгий Андреевич подготовился к решающей игре. Надел очки, чтобы не пропускать удары, усилил внимательность и настроился на победу. Играли с полной отдачей. Отец все-таки переиграл сына на два очка.
После игры пошли обедать, и сын уважительно сказал матери: «А наш отец еще ничего…» и пошел читать книги «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Георгий Андреевич очень устал во время игры. Он думал: «Неужели каждый день так буду заставлять его читать?» Отец успокаивал себя тем, что игра с сыном в бадминтон – борьба со старостью. Он решил, что и завтра выиграет, может, так приобщит сына к чтению.
«Отец и его музей»
М. Цветаева вспоминает несколько случаев из детства. Описывает отношения с отцом. Папа был работником музея. Любил свою работу.
Первый - о походе с отцом в музей статуй
Сестры увлеченно выбирали слепки. Ася выбрала торс мальчика, а Марина – статую богини, она ее назвала Амазонка или Аспазия. Цветаева пишет, что они довольные вышли из музея, который она называла заколдованным царством.
Второй - о покупке машинки для стрижки газона
Папа ее привез из очередной командировки. Он исхитрился и провез ее через таможню, взяв ящик с собой в вагон. Папа был предан своему музею и всю жизнь собирал экспонаты для него.
Третий - о пошиве папиного мундира «Почетного опекуна»
Ему присвоили это звание за создание музея. Отцу казалось, что шитье мундира обойдется очень дорого и всячески хотел сэкономить. Рассказывая об этом, Марина Цветаева говорит, что отец был скуп. Но это была скупость дающего. Он экономил на себе, чтобы потом подарить тому, кто более его в чем-то нуждался. Отец был щедрым. Он помогал бедным студентам, бедным ученым и всем бедным родственникам.
Марина Цветаева говорит о том, что такая скупость передалась и ей. Если бы она выиграла миллион, то купила бы себе не норковое пальто, а простую шубу из овчины и, наверняка, поделилась бы остатками денег с близкими людьми.
Четвертый - о том, как отец останавливался в недорогом приюте для почтенных, но небогатых людей. Он вместе с посетителями приюта пел «благостные песнопения». Песнопения были протестантскими, но его это не смущало. Ему нравилось, как прекрасно звучат голоса и слова песен.
Пятый - о лавровом венке, который папе подарила сотрудница в день открытия музея. Лидия Александровна была давним и преданным другом семьи. Она любила и уважала папу как созидателя и творца, как человека, преданного своему делу. Лавровое дерево Лидия Александровна выписала из Рима и сама сплела венок. Она сказала папе, что пусть он и уроженец Владимирской губернии, но душа у него римская. И он достоин такого подарка. Этот венок положили в гроб отца, когда он умер.