Сразу после Победы в 1945 на «Ленфильме» появилась идея создания киноистории о Золушке, хотя послевоенный Ленинград никак не располагал к съемкам балов. Версий о происхождении замысла несколько.
Идея
По первой идею выдвинул художник-постановщик Николай Акимов. Он предложил задействовать и режиссера Надежду Кошеверову, свою экс-супругу. Другая версия авторство придумки отдает самой Кошеверовой.
Ее настолько поразила трогательная и беззащитная Янина Жеймо при их случайной встрече, что Надежда сразу предрекла ей для поднятия настроения роль Золушки в своей картине.
Адаптация сказки под современный комедийный сценарий была поручена Евгению Шварцу. Сценарий драматург писал под Жеймо. Постоянно в работу включалась Фаина Раневская, получившая роль мачехи.
Роли и актеры
Худсовет поначалу утвердил на главную роль балерину Марию Мазун. Жеймо, которой уже исполнилось 38, казалась неподходящей кандидатурой. Ее отстояла Кошеверова. Миниатюрной актрисе пришлось и обувь делать персональную: на 31 размер не нашли ни одной заготовки хрустальной туфельки. Делали сказочную обувь из пластика.
Да и принца выбирали подходящего по возрасту: Алексею Консовскому исполнилось 35. Василий Меркурьев, ставший Лесничим, оказался старше экранной дочери всего на 5 лет.
Надежду Нурм, одну из лучших театральных комедийных актрис Ленинграда, первоначально планировали снимать в образе мачехи. Однако роль отдали Раневской. Убедили и ее интересные реплики, и искрометные импровизации. Исполнительница за щеки набивала вату, а нос подтягивала при помощи клея, добиваясь большей его длины.
Костюмы
Снимали возрастную Золушку лишь вечером, когда лицо ее обретало лучшую форму. Перед тем, как снимать крупным планом, героине заново наносили грим.
Материалы для декораций и костюмов участники приносили из дома. В ход шли мебель, занавески, трофейные вещи из Берлина, хранившейся в Мариинском театре без надобности реквизит.
Самым сложным делом оказалось создание бального наряда главной героини. Выручила Раневская. Она принесла из дома остатки ткани, а также предложила использовать свое настенное бра. Светильник «исполнил роль» головного убора Феи, а ткань прекрасно подошла для платья Золушки.
Декорации
Большей частью съемки были комбинированными. Роскошный дворец в картине ненастоящий, макет. Сохранить его не удалось. Натуру же отсняли в Риге летом.
Декорациями и костюмами занимался Николай Акимов. Он выполнял работу в полной уверенности, что делает ее для цветной картины.
Весной в павильоне «Ленфильма» гулял сильный холод. Актерам приходилось кутаться в шали и тулупы между сценами. Все лишнее быстро сбрасывалось при команде: «Мотор!».
Фильм сделали черно-белым. Об этом сильно жалели все его создатели во время последнего прогона в 1947: слишком уж напрашивался туда цвет! В итоге спустя год сказка все же обрела краски. При раскрашивании не удалось выяснить, какого цвета были глаза Жеймо, поэтому сделали их голубыми.