В 1880 в куске метеоритного железа русские ученые Лачинов и Ерофеев обнаружили алмаз. О находке коллег узнал французский исследователь Анри Муассан. Он выдвинул идею производства драгоценных камней при помощи электропечи. За открытие ученый получил Нобелевскую премию, а полученный им минерал назвали муассанитом.
Разновидности
В лабораторных условиях впервые алмаз синтезировали в 1950 в Швеции. В 1976 в Советском Союзе получили аналоги алмаз, фианит.
Выделяют две группы искусственных кристаллов. Это «заменители» и экземпляры с естественной структурой. Каждая разновидность обладает своими особенностями:
- Разноцветные фианиты отличаются блеском, игрой бликов. Самыми ценными признаны бесцветные экземпляры. Обычно синтетические камни тяжелее природных. Правда, такие драгоценности склонны к помутнению, а также царапаются.
- Самыми ценными синтетическими бриллиантами признаны муассаниты. От природных самоцветов гладкие и прочные камни отличает чрезмерно яркий блеск.
Имитация роскошного камня, используемая для декора, названа стразами. Их получают из акрила либо стекла. Самым знаменитым производителем является австрийская компания «Сваровски».
Технологии получения
Разработано несколько методик выращивания искусственных алмазов. Главной задачей ученые называют достижение природной прочности минералов.
По первой системе в лаборатории создаются условия, максимально схожие с естественными. Внутри пресса с высоким давлением есть отсек. В него помещают графит, который преобразуется в алмаз. К капсуле подведено электричество.
Вначале ее охлаждают, затем сжимают прессом и подают импульс. После размораживания льда, полученный алмаз извлекают из капсулы. Пористые и мутные кристаллы используются в промышленности.
Синтезирование в метановой среде основано на наращивании дополнительной массы природного кристалла. «Затравочный» минерал нагревают до 1111 градусов. К раскаленному минералу добавляют углеродные атомы.
Для получения алмазной пыли пользуются методом взрыва. Графит помещают на специально разогретую поверхность. Детонационная волна превращает материал в пыль.
Метод катализаторов применяется для нужд промышленности. В роли катализаторов выступают палладий, родий, платина и железо. Металлы позволяют обходиться меньшими давлением и температурой. Образование кристаллов идет пленкой катализатора и раскаленным графитом.
Сфера использования
Стоимость искусственного алмаза зависит и от сложности производства, и от внешнего вида, и от величины. Немаловажны и тенденции рынка драгоценностей. Так, цена муассанита иногда превосходит ценность природные из-за огранки и технологии. Гораздо дешевле фианит.
Немало зависит от цвета кристалла. Прозрачность камня – задача непростая. Поэтому экземпляр чистой воды намного выше ценится, чем красный либо желтый аналог.
Синтетические камни используются для производства украшения класса масс-медиа. Обычно это оправленные в серебро, платину либо золото фианиты. Ношение их допускается в любое время дня, тогда как настоящие камни надевать принято только с вечерними туалетами. Так, просто и изысканно будут смотреться серьги с оправленными в золото либо серебро небольшими кристаллами.
Переливающиеся в кольце либо браслете камни более подходят для выходов в свет, но украшенное скромным фианитом колечко из белого золота вполне уместно и для рабочего образа.
Уход, особенности
Искусственные самоцветы требуют особого ухода:
- Хранят такие украшения в шкатулках из камня, чтобы предупредить утрату блеска.
- С рук кольца и браслеты снимают перед работой с химическими средствами.
- Синтетические бриллианты обязательно регулярно протирают мягкой тканью.
Несмотря на доступность и красоту, искусственные аналоги имеют и недостатки. Главный минус – желтая дымка любого экземпляра. Заметна она в микроскоп. Благодаря ей ювелиры отличают природные кристаллы от выращенных людьми.
Второй недостаток – меньшая, чем у натуральных самоцветов, твердость. Поэтому синтезированные экземпляры могут царапаться и со временем тускнеют.
Этих проблем нет у муассанита, однако чрезмерная яркость кристалла нередко отталкивает от него ценителей благородной роскоши.