Проблема – роль малой родины в жизни людей


  1. ​Девушки,  только что окончившие школу в Краснодоне,  беседуют о родных местах. Ульяна Громова говорит, что многим не нравится  степь, потому что считают ее бесприютной.  А она ее любит. Ульяна вспоминает время, когда ее мать работала в степи, а ей, будучи ещё совсем маленькой, нравилось смотреть высоко в небо. И ей казалось, что можно посмотреть еще выше. В детские годы краснодонская степь повлияла на молодых людей. Она дала им огромный горизонт простора, который помог  осознать  и почувствовать свободолюбие и энергию жизни.

  2. У Анатолия Попова, будущего члена подпольной комсомольской организации, всегда болела душа за отечество. На комсомольских собраниях он читал доклады о защите социалистического отечества. Для него ощущение родины было связано и с казачьими песнями, которые певала с колыбели его мать. Ему становилось плохо, когда он видел потоптанный хлеб или сожженную избу. Мысль о том, что надо действовать, все укреплялась в душе Анатолия.
  3. В романе изображены руководители подпольной борьбы в городе Краснодоне в годы Великой Отечественной войны. Иван Федорович Проценко – один из руководителей подпольной борьбы – переодетый в старичка, шел  по улицам родного города.  Он вспоминал, как под его руководством город был благоустроен. Никогда еще он не испытывал такой «кровной, личной жалости к городу и к его людям». Ему было плохо оттого, что немцы хозяйничают здесь, унижают его родных, и он пока, именно в этот момент, бессилен разобраться в этом вопросе.

Проблема – влияние войны на жизнь человека


  1. В одном из фрагментов романа описываются события начала войны. Когда  фашистская армия захватывала территории,  необходимо было уничтожать все важные объекты.  Директор шахты Валько и известный шахтер Григорий  Шевцов взорвали своё детище, кормилицу страны. Когда они пришли домой, Шевцов наклонил голову, чтобы спрятать слезы, спросил  начальника, как они сумели  взорвать свою красавицу. Мужчины испытывали душевные муки, которые вызвали у таких крепких людей слезы. Заплакала и дочка Шевцова – Любка.
  2. До войны люди не планировали расставаться. А война заставляла  молодых людей делать  тяжелейший выбор:  оставаться со старыми и больными родителями или эвакуироваться, потому что они настаивали на этом. Когда  пришло время прощаться,  только тогда Ульяна Громова  ощутила, как угрожающе может повернуться жизнь. Она должна оставить родителей и одна  устремиться в мир, где её ждут невзгоды и борьба. Когда семья Громовых прощалась, они осознавали, что прощаются навсегда, поэтому они не пытались сдерживать слезы.

  3. В романе описывается, как во время оккупации в краснодонских домах поселились немцы. Людей выселяли в сараи, пристройки, постройки для животных. В доме Олега Кошевого тоже стали жить немцы. Когда они засыпали, бабушка тайно приносила еду.  Олег чувствовал, что в этом было что-то унизительное – «есть, прячась от дневного света». У людей начиналась душевная усталость от такого непривычного поведения.