Почему хлеб - всему голова?
Люди, родившиеся и выросшие в мирное время, не ведавшие голода и нужды, не часто задумываются о ценности и святости хлеба. Но рассказы писателей сохранили истории об этом и детям нужно их поведать.
«Девочка, которая наступила на хлеб»
Ребенку стоит прочесть сказку Г.Х. Андерсена о бедной, но горделивой девочке, которая любила мучить насекомых. Когда она стала служить в помещичьем доме, хозяева напомнили ей, что надо навестить родителей. Она пошла. Но когда увидела мать с вязанкой хвороста, ей стало стыдно, что она такая оборванная. И Инге ушла, так и не повидавшись с матерью.
Через полгода ей снова напомнили о матери. Она взяла белый хлеб, который ей дали, и пошла. Она была одета в красивое платье, на ней были новые башмаки. Когда ей встретилась грязная лужа, она бросила под ноги хлеб и потом ступила на него. И вдруг ее начало затягивать в землю. Так она попала к болотнице.
Там, где жила болотница, было очень грязное место. К ней в гости пришли черт и ядовитая старушка, которой очень понравилась Инге. Она хотела сделать из нее истукана. Девушка, попав в ад, увидела мучения грешников. А ее мучения только начинались. Она была голодна и хотела отломить хлеба, но не могла двигаться. Она окаменела, превратилась в истукана. Потом она почувствовала, что на нее капают горячие слезы. Это плакала ее мать. На земле все уже знали о ее грехе. Люди даже сочинили песню о спесивой девочке, которая ступала на хлеб.
Только плохое слышала о себе Инге. Но все-таки одна маленькая девочка, услышав историю о ней, пожалела ее. Малютке очень хотелось, чтобы Инге попросила прощения. Девочка называла ее бедной и очень жалела.
Все уже умерли: мать, хозяйка, у которой работала Инге. Стала старенькой и девочка, которая думала об Инге. И задумалась Инге о том, что чужой человек любил ее и плакал о ней. Заплакала она, и растаяла ее каменная оболочка. Девочка превратилась в птичку.
С тех пор она летает и собирает крошки. Сама съедает только одну, а потом зовет других птиц. Она раздала столько крошек, сколько было в хлебе, на который она наступила.
«Кусок хлеба»
Многое понять о значимости хлеба ребенку поможет рассказ А. Нуйкина «Кусок хлеба». В нем описан случай, как на тротуаре лежал кусок хлеба. Мимо шли люди: молодые, старые, дети. Один мальчишка взял и отфутболил кусок на середину дороги. Вдруг он услышал, что кто-то сказал про грех. Оглянулся и увидел старика. Тот посмотрел направо и налево и тихонько пошел к кусочку. Затем понес его к газону с надеждой накормить птичек.
Стоял старичок и думал о своем голодном детстве, когда даже к празднику мать подмешивала в муку траву или семена. Она работала одна, а голодных – восемь.
Этот старик знал голодное время, знает, как доставался хлеб. Подбирая кусочек хлеба, он мысленно поклонился нелегкому труду людей, которые выращивают его, и мозолистым рукам хлебороба. Для старика хлеб – святыня, к которой он всегда будет относиться бережно. И ему хочется, чтобы все, в том числе и юное поколение, так же ценили хлеб.
«Цветок хлеба»
О великой ценности хлеба во времена голода пишет Ю. Яковлев в рассказе «Цветок хлеба». Мальчик Коля все время чувствовал себя голодным. Он ел все, что было съедобно. Это было голодное послевоенное время.
Когда бабушка испекла два душистых пшеничных каравая, Коля не мог насмотреться на них. В его воображении они были похожи на солнышки, которые улыбались ему. Он с наслаждением вдыхал запах коржей, по кусочку отламывал и мечтал, что настанут хорошие времена. Он каждый день будет есть такие коржи на завтрак, на обед и на ужин. Это было самым великим счастьем в его будущей жизни.
Потом он понес каравай деду на пасеку. Сам он уже поел, но когда пришел к деду, ему показалось, что дед должен поделиться с ним караваем. Но дед этого не сделал. Коля подумал, что дед жадничает. Оказывается, дед положил каравай обратно мальчику в сумку и отправил его домой. Придя домой, Коля увидел каравай и обомлел от радости. Он понял, что дед не жадный, а заботливый. Он думал о бабушке и о внуке, а сам питался пчелиной водичкой. Она заглушала голод. Коля любил дедушку и уважал его и тоже хотел, чтобы дед все-таки попробовал вкусный каравай. Мальчик завернул его в тряпочку и положил в дедовский сундук в надежде на то, что дед вернется с пасеки, угостится хлебом и почувствует большую радость от хлебной сытости. Вот такое «путешествие» совершил каравай послевоенного времени. В те годы хлеб был самой великой ценностью.
«Хлеб насущный»
Познавательно будет прочесть ребенку о том, как люди относились к хлебу во времена коллективизации в нашей стране. И. Гольдберг пишет об этом в рассказе «Хлеб насущный».
В России началась коллективизация, появились колхозы. Поликарп работал в колхозе за трудодни. Бабушка Ульяна не верила в советскую власть и в советское жалование. Она боялась, что обманут сына и ничего не заплатят. Останутся они голодными и без хлеба. Сын и внуки посмеивались над ее страхами и уверяли, что осенью привезут зерно и будет у них много хлеба.
Осенью так и произошло. Во двор въехало шесть подвод с нагруженными мешками. Всей семьей разгружали зерно. Когда зерном засыпали все амбары, Поликарп понял, что излишки зерна можно продать. Со старшим сыном начали считать. Решили продать девяносто пять центнеров. Радовался Поликарп и называл себя помещиком.
Бабушка Ульяна долго не могла поверить, что хлеб привезли им и никто его не отберет. Она металась по двору, пыталась запереть ворота и амбары, чтобы никто не смог отобрать хлеб. Она долго сидела в амбаре. Сначала просто смотрела на горы зерна, потом подходила, трогала, запускала руки по самые плечи. Она обнимала и ласкала хлеб, вбирала пьянящий запах зерна, вскрикивала от радости и замирала. Она пыталась спрятать зерно. Набрав его в подол, искала место, где утаить его на черный день.
Долго она не отходила от хлеба. В безумной радости бормотала: «Хлебушко… Осподи… Хлеб насущный… Хлебушко мой родимый…»
Поликарп видел, что старушка обезумела от радости. Он пытался увести ее в дом, убедить в том, что хлеб никто не отберет и все это принадлежит им. Он заработал. Но бабушка Ульяна, казалось, сошла с ума. Она плакала и причитала, яростно кричала, что умрет, но хлеб не отдаст.
Позднее старушка все-таки успокоилась, залезла на печку и впала в забытье. Отец с сыновьями сидели и думали, как распорядиться оставшимся зерном.
Хлеб в то время был на вес золота, он был драгоценностью, подаренной природой и добытой потом и кровью. Хлеб был самым главным мерилом жизни людей. Все знали, если есть хлеб в доме, значит, и жизнь будет хорошей и сытной.