Детские годы
Николай Николаевич Уваров любил называть себя князем: его предки по линии отца принадлежали к старинному княжескому роду Уваровых. Его дед и прадед были священниками православной церкви, а родители работали учителями русского языка: отец – в школе, мать – в университете. Дед Уварова по материнской линии – Самсонов Александр Матвеевич – был знаменитым на весь Узбекистан кондитером.
Николай Уваров родился и первые пять лет жизни провёл в Узбекской ССР, в городе Ташкент. Дата рождения художника – 29 октября 1941 года. Весной 1946-го, когда сыну не было ещё и пяти лет, мать уехала с ним к своей сестре в послевоенную Ригу, и Николай Уваров остался там навсегда. Однако его всю жизнь тянуло на родину, и он старался хотя бы один раз в год ездить в Узбекистан. Кстати, свой знаменитый плов, который впоследствии славился в кругу друзей и близких художника, Уваров научился готовить именно на родине.
Рисовать Николай начал в раннем детстве: уже в пятилетнем возрасте рисовал карикатуры на ненавистного Гитлера. В смешанной русско-латвийской группе детского сада, куда мальчик начал ходить в Риге, он однажды сделал серию иллюстраций к русской народной сказке «Маша и Медведь». Дети и воспитательница были в восторге, и тогда мама юного художника записала сына в кружок рисования при Рижском Дворце пионеров. Большим плюсом было то, что детям выдавали расходные материалы – бумагу, краску, а также предоставляли мольберты. Именно здесь Николай Уваров начал постигать азы профессиональной живописи. Занятия вёл известный латвийский художник Аусеклис Матисович Баушкениекс, который давал своим ученикам основы классического искусства.
Два года спустя Уваров стал посещать более серьёзное учебно-художественное заведение – изобразительную студию Центрального Дома культуры профсоюзов, руководил которой Эдуард Юркелис, знаменитый мастер акварели.
А в общеобразовательной школе №26, где Николай учился, он с юношеским задором рисовал всевозможные дружеские шаржи, карикатуры, «кошмарики». Учился мальчик хорошо, очень много читал: каждый месяц его мама получала новый том 50-томного издания Большой Советской энциклопедии, и Коля буквально поглощал информацию. Любил также классиков литературы, фантастику.
Образование и начало карьеры
Уваров окончил школу в 1958 году сразу же устроился на работу: полученных в школьные годы навыков живописи оказалось вполне достаточно, чтобы стать художником Рижского фарфорофаянсового завода. Через два года Николай был призван в ряды вооружённых сил в ракетные войска, службу проходил в Западной Белоруссии, на Пинских болотах. В части, где служил Уваров, была хорошая библиотека, и молодой человек перечитал все найденные там книги, посвящённые истории живописи. Также он продолжал рисовать: и «для себя», и «для дела» – оформлял стенды, газеты и т.п.
Демобилизовавшись в 1963-м, Уваров решил получить высшее образование по избранной им профессии художника, и в частности – иллюстратора книг. Он мечтал стать студентом Московского полиграфического института, но в первый год он не смог пройти конкурс 18 человек на место, а на следующий год конкурс прошёл, но вместо него на это место приняли дочь известного писателя. В период подготовки и неудачного поступления Николай работал учеником дизайнера художественного конструкторского бюро. А в 1965 году он поступил на первый курс факультета станковой графики в Латвийскую государственную академию художеств. Уваров с большой теплотой и уважением вспоминал своих наставников – Александра Станкевича, преподавателя прикладной графики; Петериса Упитиса, мастера книжной графики; занятия живописью с Лео Свемпсом – все эти люди способствовали формированию личности и профессионализма художника Николая Уварова. В свободное от учёбы время студент подрабатывал: рисовал плакаты, писал на растяжках лозунги для латвийских заводов и фабрик.
Молодой специалист
В 1971 молодой специалист с только что полученным дипломом пришёл работать художником-дизайнером в Бюро технической эстетики Рижского электромеханического завода (РЭЗ П/О «Радиотехника»). И сразу же уехал в командировку в Москву на Международную электротехническую выставку в Сокольниках – оформлять павильон СССР.
Ещё учась в академии, Уваров начал понимать узость и ограниченность понятия «советский художник». Он видел, что работает некий конвейер по подготовке ремесленников, которые в дальнейшем обязаны выполнять заказы по чётким правилам и требованиям. Такой подход к живописи не устраивал творческую личность Николая Уварова. Из-за этого он повздорил со своим начальником и, не пожелав становиться послушным и бесправным «винтиком», ушёл с престижной должности.
Педагогическая деятельность
В 1971 году Николай Николаевич пришёл работать учителем рисования в общеобразовательную школу №37 города Риги. Здесь было больше простора для творчества, и молодой преподаватель постепенно разработал оригинальную методику обучения детей живописи. В основе этой методики лежит развитие воображения и творческого мышления. Все эти наработки Уваров использовал в своей дальнейшей преподавательской деятельности. Однако и на этой работе не всё было гладко: дирекция не хотела выделять для уроков рисования отдельный класс, и Уварову приходилось бегать по этажам и кабинетам с папками и принадлежностями для занятий.
Четыре года спустя он уехал в Юрмалу и начал работать там в школе №5. Здесь ему выделили помещение, которое он оформил в соответствии со своими вкусами и предпочтениями, заказал парты-трансформеры и кубические стулья, различное оборудование. В результате учащиеся могли самостоятельно менять архитектуру помещения, руководствуясь темой урока.
Завершив школьную учительскую карьеру, Уваров занялся частным преподаванием, и его уроки стали пользоваться большим спросом. Многие ученики Уварова смогли поступить в престижные мировые художественные вузы и достигли блестящих результатов в профессии. Наставник учил своих подопечных не ремеслу, а философии творчества художника, показывал, как через изображение любого обычного предмета можно выразить некий философский подтекст.
В 1988 году Николай Уваров создал Балто-Славянское общество, позднее преобразованное в Балтийскую Международную академию. И здесь ему пригодились все его педагогические находки и разработки, в частности – по развитию творческого мышления и воображения. С 1998 года он даже вёл спецкурс на эту тему на дизайнерском факультете в БРИ – Балтийском Русском институте.
Карьера художника
В июле 1977 года Уварову позвонили из редакции латвийской газеты «Советская Молодежь» и пригласили на должность главного художника. Главный редактор газеты Анатолий Каменев поставил задачу: внешний вид каждого выпуска должен быть интересным! И Уваров стал внедрять систему иллюстраций для каждой рубрики. Работа была очень напряжённой, но она того стоила: газету высоко оценили в ЦК КПСС, а редактора Каменева пригласили на повышение в Москву. Новый начальник Уварова Андрей Василёнок оказался не таким творческим и совершенно не щедрым на гонорары.
И снова Уваров вынужден был уволиться – это произошло в 1980 году. Сразу подвернулась новая работа, и начался новый период в биографии художника, который он в шутку называл «медицинским»: восемь лет Николай Николаевич работал в Рижском медицинском институте в должности старшего художника в редакционно-издательском отделе: выпускал методические пособия, брошюры, книги. В 1988 году Уваров был уволен с этой должности и стал заниматься творческой деятельностью в качестве «свободного художника».
Творчество
Уваров работал в различных техниках и стилях: графика, гравюра, масло, акварель, тушь, карандаш и т.д. Также разнообразны и жанры творчества художника: пейзажи, среди которых очень много изображений Средней Азии, зарисовки городской архитектуры и природы, карикатуры, знаменитые «дебелины» как разновидность карикатур, высмеивающих негативные явления в обществе.
Отдельным блоком следует выделить оформительскую работу Уварова: рисунки, иллюстрирующие аккадский эпос «Гильгамеш», которые позднее вышли отдельным изданием; работа над циклом иллюстраций к 38 главам «Ветхого завета» (1975 год); иллюстрации к книгам, например, к детской книжке «Ужасный фольклор советских детей» Андрея Усачёва и Эдуарда Успенского и многое другое.
Собственной творческой находкой Николая Уварова стала техника письма маслом по наждачной бумаге. Одна из самых известных таких картин – «Одуванчики».
Другой экспериментальной и новаторской техникой художника стала акварель свежесваренным чёрным кофе: в последние годы жизни каждое утро Уварова начиналось не с завтрака, а с написания трёх таких акварелей.
Идеи и вдохновение для своего творчества Уваров черпал не только из природы и окружающей жизни, но и из литературы – например, из произведений Рабле, Рэя Брэдбери и других писателей.
Личная жизнь
В 1992 году в возрасте 51-го года Николай Уваров женился. Его жену зовут Анна, она окончила Рижское хореографическое училище, а затем – ГИТИС имени Луначарского по специальности «театровед». А в 1995 году у 54-летнего художника родился сын. Мальчика назвали Александром.
Последние десять лет своей жизни Николай Николаевич страдал от заболевания сосудов ног. Со временем болезнь настолько усугубилась, что он не мог даже выходить из дома. Ученики и друзья художника стали постоянными гостями в его доме. 20 января 2019 года Николай Уваров скончался. Похоронен в Риге.