Вам понадобится
- - музыкальный инструмент;
- - фортепианная клавиатура;
- - нотная тетрадь;
- - яблоко;
- - кубики;
- - маленькая игрушка.
Инструкция
1
Научите ребенка уверенно различать верх и низ. Необходимо, чтобы он умел это делать не только в пространстве, но и на листе. Тогда ему легче будет усвоить направление движения гаммы и соотношение звуков по высоте. Объясните маленькому музыканту, что птички летают высоко и поют тоненькими голосами. Поэтому тонкие звуки называют еще высокими. Придумайте аналогичное объяснение и для низких звуков. Если ребенок путает понятия "высокий" и "тихий", объясните, что низкие звуки могут тоже произноситься тихо. Попросите папу или дедушку поговорить с ребенком громким и тихим голосом.
2
Объясните ребенку, что такое дробь. На первых порах ему нужно знать, что целый предмет можно разделить на половинки и четвертушки. Используйте для этого яблоко, апельсин или любой другой фрукт. Расскажите, что точно так же может делиться протяженность звука. Нажмите клавишу фортепиано и попросите малыша сосчитать до четырех. Затем нажмите ту же клавишу еще раз. Пусть ребенок сосчитает еще раз, а вы возьмите ноту дважды, чтобы один звук длился на счет "1-2", а другой - на "3-4". Точно так же можно объяснить начинающему музыканту четвертушки и восьмушки.
3
Познакомьте своего подопечного с размерами. Объясните, что означают цифры, которые он видит в начале нотной строчки. Нижнее число - это доли, на которые нужно разделить целую ноту. Вверху написано, сколько таких долей нужно взять. Можно предложить ребенку поупражняться с яблоком или апельсином. Покажите ему, что означает размер 2/4 или 3/4. Очень хорошо, если к моменту начала обучения в музыкальной школе малыш уже знает цифры и немного умеет считать.
4
Сделайте лесенку из кубиков. Каждая следующая ступенька должна быть выше предыдущей на 1 кубик. Ходить по ней может какая-нибудь мелкая игрушка - например, матрешка. Можно сделать на верхние кубики наклейки с изображениями нот. Чтобы ребенок лучше что-то запомнил, нужно активизировать все виды его памяти. Предложите провести игрушку по всем ступенькам. Одновременно играйте гамму, начиная со звука "до". Предложите ребенку провести матрешку не по всем ступенькам, а через одну или через две. Одновременно играйте соответствующие звуки. Таким образом вы можете дать ему понятие об интервалах.
5
Предложите маленькому музыканту представить, что нотный стан - это та же самая лесенка, а ноты соответствуют ступенькам. Только расположены эти ступеньки не на кубиках, а на линейках и между ними. Можно нарисовать на стене большой нотоносец, а на нем - ступеньки точно в том же положении, как они были во время игры с кубиками.
6
Упражняться можно и на прогулке. Попросите ребенка спеть гамму, кода вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице. Можно позволить ему спрыгнуть с двух или трех ступенек - но при условии, что потом он сможет спеть соответствующий интервал.