Моменты биографии
Родина А.Г. Ситникова – Пензенская область, с. Ива. Дата рождения – 20 февраля 1945 г. Мама – Ульяна Михайловна, папа – Григорий Иванович.
В 1969 г. познакомился с будущей женой – Ольгой Васильевной Булгаковой. В том же году создалась сплоченная семья художников. В 1972 г. окончил Московский государственный институт им. В. Сурикова.
В 1978 г. родилась будущая художница – Наталья Ситникова.
Александр с семьей живет и творит в Москве.
Семейное и художественное трио
Семейная жизнь Александра, Ольги и Натальи наполнена живописью. Все общение крутится около картин, мольбертов, художественных идей и творений. Быт лишь временами вклинивается в разговоры об искусстве. Каждый из них в живописи говорит на своем языке, но есть некая общность, которая позволяет им не притеснять друг друга ни в быту, ни в творчестве. Они уважают друг в друге индивидуальность и самодостаточность.
Их друзья и знакомые говорят, что более дружной семьи трудно найти и что о них пора снимать фильмы.
Живопись настолько естественно и органично живет в их семье, что они не представляют себя никак иначе. Жена и дочь хором говорят, что не видят другого сценария своей жизни. Они настолько глубоко вошли в искусство, что выйти оттуда уже невозможно. Наталья пишет картины в стиле абстракционизма.
Картины периода 1963-1980 годов
А. Ситников начал творить в середине 70-х годов. Из-под кисти выходили образы людей и зверей. Для одних они просты, тревожны и мрачноваты, не вызывают оптимизма. Для других они озорны и хулиганисты, воспринимаются как протест, но с намеком на существование прекрасного. Это дух того времени вложился в эти произведения Александра. Позднее в картинах появляются яркие краски, на сцену жизни выходит мифология: красные и белые быки. Они символичны и проходят по многим композициям.
Во многих картинах Ситников как бы предчувствует надвигающуюся трагедию советских времен и пророчит новое будущее судьбе России. И это дает ему мужество жить, чтобы увидеть, почувствовать, написать и преподнести миру что-то более прекрасное и интересное.
Картины периода 1980-2000 годов
Период конца 80-х наполнен тревожным ожиданием перемен. В картинах рисуются цифры, обозначается геометрия, добавляются необычные цвета. От картин исходит милосердие и гуманность. Появляется серия «Demos. Слепоглухонемые». Герои на холстах пришли из ниоткуда и идут в никуда. Они как прообразы всего человечества, блуждающие в пространстве Вселенной. От фигур исходит трагедия одиночества и безмолвного горя.
А. Ситников умеет поражать. Его фантазия не ограничивается одним методом, стилем, приемом написания. Он часто уходит в разные эпохи. Проводит параллель с древнейшей историей и мифологией. С ней у художника особые отношения. С помощью мифов он пытается рассказать о том, что происходит в том времени и в том пространстве, в каком он находится на момент написания картины. Картины А. Ситникова несут какой-то едва уловимый намек на общественные события в политической, экономической, социальной сфере.
А. Ситников с трепетом заглядывает в историю. Его волнуют судьбы многих людей. Дмитрию Шостаковичу посвящена серия картин «Concerto». Творчество композитора выдержало много испытаний. В 50-х годах был обвинен в «пресмыкательстве перед Западом» и лишен всех званий и наград. Шостакович мало был счастлив в личной жизни. Пережил несколько семейных трагедий. Он умер от тяжелой болезни. Глядя на картины, посвященные композитору, искушенный зритель может увидеть много интересного.
Картины периода 2000-2019 годов
С наступлением нового века у А. Ситникова рождается серия картин «Родная речь». В ней собирается весь опыт художника. Он смешивает много стилей и методов, показывает связь литературы, философии и истории. Некоторые композиции уводят в советское прошлое, но тут же возвращают к реальности. Он использует много символов-пиктограмм, цифр и фигур. Картины опять поражают и будят фантазию. Многие работы из этого цикла красуются рядом с картинами жены и дочери.
Это происходило в 2012 г. в галерее на Чистых Прудах, в Музейно-творческом центре «Дом Корбакова» в Вологде, в 2015, 2018, 2020 гг. – «КультПроект»…
Совместные выставки с одной стороны показывают общность мироощущения семьи Ситниковых. С другой – подчеркивают индивидуальность и самодостаточность каждого.
В творчестве семье Ситниковых присутствует глубокое уважение к работам друг друга. Это красиво отметил Александр Якимович – искусствовед на выставке в 2012 г. в галерее на Чистых Прудах. Он говорил творческие комплименты Ольге Булгаковой. Удивлялся, как она умеет передать страшноватые впечатления, освещая их светом библейской мифологии. Как интеллигентно и по-рыцарски смотрится муж рядом с ней. Как дочь Наталья достойно и самостоятельно стоит рядом, ничуть не уступая в мастерстве ни матери, ни отцу.
С середины 70-х прошло время. Многое изменилось, но не исчезли помыслы А. Ситникова в создании картин. Они по-прежнему направлены на то, чтобы жизнь менялась в лучшую сторону, чтобы все-таки в обществе главным был человек. И как бы ни влиял на цивилизацию технический прогресс надо, чтобы люди помнили первозданность человеческого существа и стремились к прекрасному, удивительному и чудесному миру.