Биография
Михаил Назаров родился 24 мая 1927 г. в селе Кананикольское Зилаирского района Башкирии. Отец и мать были из крестьян. Семья никогда не бедствовала. Еда была всегда, даже в годы войны. Сажали несколько огородов и много картошки. Разрабатывали целину и сеяли хлеб. Копали все лопатой. Мама была активной хозяйкой, никогда не сидела без дела и заботилась о том, чтобы дети были сыты, одеты и обуты.
Михаил рано начал работать. Был кузнецом и каменщиком. Семья переехала в Тубинский рудник и Михаил работал там старателем. Всю войну он наравне со взрослыми добывал золото в шахте. Зарабатывать мешок муки в месяц – это было счастье.
После войны Михаила назначили начальником строительства узкоколейной дороги. Дали лошадь и тарантас. Он разъезжал и размечал будущую дорогу. Рисовал все, что видел. Свои рисунки он показал директору строительства и сказал, что хочет ехать учиться. Так наметилась дорога в мир холстов и красок, и эта дорога лежала через Башкирское художественно-театральное училище.
Как начал рисовать
Все начиналось в школе. С пятого класса выпускали стенгазету. Рисовали всем классом, но Михаилу это увлечение почему-то не нравилось, а вот зарисовки к урокам географии и естествознания ему нравились. То водопады, то растения. В то время ему казалось, что он самый худший рисовальщик среди ребят, но кличка «художник» прилипла почему-то именно к нему.
Художественное училище подарило ему не только науку и мастерство рисования, но и общение с педагогами Александром Тюлькиным и Борисом Лалетиным. Под их влиянием начинающий художник сформировал свой стиль написания картин.
Становление
Окончив художественное училище, Михаил преподавал уроки изобразительного искусства детям в школе. Позднее поступил в Государственный художественный университет в Таллине. Там Михаил окунулся в мир академического рисунка. Много работал - с восьми утра до десяти вечера. Хотелось работать даже в выходные. В воскресенье мастерские были закрыты, он часто залезал через форточку, лишь бы работать. В Прибалтике художник чувствовал себя свободным. В России в те времена многое было под запретом и искусство диктовалось. Обязательно на картинах надо было рисовать Ленина и Сталина. В М. Назаров Таллине ощутил особый вкус к творчеству. Большое влияние на М. Назарова в тот период оказал Ильмар Кимм.
Неприятие и подпольный период
В 1958 г. М. Назаров вернулся в Уфу. Он был наполнен новыми идеями и темами. Проживая в городе, он все-таки скучал по деревне, по родному Кананикольску, и память не давала покоя. Так на холсте стали появляться дома, базары, реки, трактора, мужики в ушанках, женщины в платках трапециевидной формы, «кананикольцы», рудник, коса, топор, молот и телега. Образы людей на картинах он называл «кананикольцами».
С годами его стиль написания оттачивался, но не нравился обществу. В те годы многие художники страдали от непонимания и неприятия. Дело доходило до откровенного запрещения и репрессирования живописцев.
Михаил Назаров не сдавался. Он упорно рисовал и преподавал живопись в Уфимском институте искусств им. З. Исмагилова. К 1989 г. у Назарова было написано более 200 картин, и почти все были представлены на его первой выставке в Свердловске. Но и тогда еще его творчество воспринимали двояко. В книге отзывов на выставке некоторые люди страшно ругали его и предлагали отнять у такого художника все кисти и краски и вообще не показывать никому то, что он нарисовал.
Шли годы, мастерская художника напоминала больше хранилище холстов. М. Назаров никогда не стремился стать знаменитым. Его живые холсты ждали своего часа и дождались.
На последней в его жизни выставке «Мирас» он рассказывал о картине. Он искал размер соотношения белого к черному. Начал с левой стороны - с креста. Крест сначала рисовал как раму деревенского окна. Пришло из памяти, что основа рамы окна в крестьянской избе – это крест. Просто давно забылось. Потом показалось, что кресту будет одиноко, и справа возник случайный узор. По мнению автора, размеры черного и белого на картине угаданы точно. Эта картина воспринимается цельной композицией, потому что один цвет поддерживает другой и не дает двум предметам разъединиться.
Художник вспоминает свои ощущения во время прогулки по деревне. Он замечал, что когда идешь вдоль по улице, кажется, что не ты идешь, а дома идут и движутся вместе с тобой. Вот это и вошло в основу конструкции на картинах с домами.
Композиция «Житие-бытие Зинки Пустыльниковой» посвящена тете Зинаиде Мефодьевне. Она была представлена на свердловской выставке. Про нее был написан лестный для М. Назарова отклик в книге отзывов. Строки говорили о том, что если бы художник написал только эту картину, одной ее было бы достаточно, чтобы восхищаться им.
Все работы Назарова - это разговор о житье-бытье, о «житухе», которую изображали «шестидесятники». Герои художника реальные кананикольцы, только их лица и фигуры как будто вырублены. Картины будто говорят, что жизнь тяжелая и суровая.
Умеешь сам – научи других
Более четверти века он посвятил обучению живописи студентов. Многие стали народными и заслуженными художниками Республики Башкирии:
Вспоминая учителя, они говорят о нем добрые слова. На выставке «Мирас» Амир Мазитов сказал: «Для меня он такой башкирский и Сократ, и Платон, и Аристотель, и Геродот в одном лице. Он может очень просто сказать о каких-то глубоких возвышенных вещах…»
Студенты стремились попасть именно к нему на курсы живописи. О нем в среде художников слагались легенды. Он притягивал и завораживал рассказами о родине, о Башкирии, о живописцах всех времен. Молодые ловили каждое его слово, уже понимая, что общаются с настоящим мастером.
Загадочный след
Каждая эпоха рождает новаторские течения. Новое слово в живописи суждено было сказать двум мастерам Башкирии: Михаилу Назарову и Ахмату Лутфуллину. В 70-е годы оба художника жестко критиковались. Назаров - за авангардизм, Лутфуллин - за реализм. Но критика не отменяет сути творчества. Суть была в том, что их живопись была пронизана тревогой за судьбу деревенского мужика, болью о земле.
М. Назаров понимал, что человеческая память не может много сохранить. Он помнил живописную красоту родного села, на десятки километров окруженного сосновым лесом. Он купался в чистой реке Кане, куда приходила на нерест красная рыба – красуля. Он ничего не мог изменить в жизненном процессе. Все исчезало и разрушалось. Вырубались леса, загрязнялась река, и пропадала рыба. Разъезжались люди, гнили брошенные дома. Все, что мог, – это выразить и сохранить свои многолетние переживания в картинах.
М.А. Назаров ушел из жизни на 93 году. До последних дней рисовал в мастерской. Писал по 3 картины в день. Его картины просты и наивны только на первый взгляд. В каждой картине отражен мир Назарова: село и Вселенная. М. Назаров много лет пробивал и отстаивал свой живописный язык. Ему, деревенскому мальчишке из Зилаирского района, удалось укоренить ростки неформатного – абстрактного искусства, которое для многих до сих пор остается загадкой.