Биография

Дон Альварадо родился 4 ноября 1904 года в Альбукерке, штат Нью-Мексико. С детства Альварадо жил на ранчо своего отца и изучал сельское хозяйство, выращивал овец и крупный рогатый скот. Но такая жизнь была ему не по душе, и в 1922 году он сбежал из дома и уехал в Лос-Анджелес.

В 1924 году Дон Альварадо женился на американке Энн Бояр, дочери русских евреев, переехавших в США. В этом же году у них родилась дочь, которую назвали Джой Пейдж, и которая впоследствии стала актрисой театра и кино.

В 1932 году Энн завела себе любовника – киномагната Джека Л. Уорнера. Джек быстро убедил Энн подать на развод с Альварадо в августе 1932 года. С тех пор она была свободна от уз брака и уже в сентябре 1933 года переехала к Уорнеру. В 1936 году они поженились.

Сам Дон Альварадо недолго горевал над потерей жены и в 1932 году завел роман со звездой музыкальных комедий балериной Мэрилин Миллер. Дело дошло до помолвки, но брак так и не состоялся.


Карьера

Оказавшись в Лос-Анджелесе, 18-летний подросток начал искать актерскую работу в начинающей тогда индустрии немого кино. Прежде чем он нашел такую работу, ему пришлось какое-то время зарабатывать на жизнь рабочим на кондитерской фабрике.

Дебютировал Альварадо на экране кинематографа в немом фильме «Мадемуазель Полночь» в эпизодической роли. Примерно в это же время в Лос-Анджелесе Альварадо познакомился с таким же, как он начинающим мексиканским актером Луисом Антонио Дамасо де Алонсо, который впоследствии будет известен как Гилберт Роланд.

Молодые, борющиеся за свое место под солнцем, актеры некоторое время жили в одной квартире, но вскоре Альварадо встретил свою любовь. Ей стала 16-летняя Энн Бояр (1908-1990), дочь русских еврейских эмигрантов. Альварадо и Роланд разъехались, но дружить не перестали.

Дебют Альварадо на экране немого кино состоялся в 1924 году и почти сразу его карьера пошла в гору. Студия подобрала ему выгодное актерское амплуа героев-любовников и латинских мачо и в скором времени Альварадо стал регулярно сниматься сначала во второстепенных, а потом и в главных ролях.


Но появление звукового кино чуть было не поставило крест на главных ролях Альварадо. Но все же ему удавалось регулярно играть второстепенных испанских персонажей. Типичной ролью Альварадо в кино стала роль испанца Мануэля в фильме «Мост Сан-Луис-Рей» по адаптированной пьесе Торнтона Уайлдера 1929 года.

Альварадо стал появляться на сцене театра. Так в 1933 году он сыграл роль в постановке «Ужин в восемь» в театре Belasco в Лос-Анджелесе.

В 1939 году он взял себе псевдоним «Дон Пейдж», под которым начал работать в сфере кинопроизводства. Сначала он устроился на должность помощника директора и режиссера в Warner Brothers, а через несколько лет – на должность менеджера по производству в этой кинокомпании. Так он стал частью команды, которая в течение многих лет делала коммерчески успешные фильмы. Среди них были «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948), «К востоку от рая» и «Бунтарь без причины» (оба 1955 года).

В 1958 году он выполнил свою последнюю работу над фильмом «Старик и море».

Смерть

Дон Альварадо скончался от рака в 1967 году в возрасте 62 лет. Это произошло в Голливуде, Лос-Анджелес, штат Калифорния. Актер был похоронен на мемориальном парке Forest Lawn Memorial ark на Голливудских холмах.

За свой вклад в индустрию кинопроизводства Дон Альварадо получил звезду кинофильмов на Аллее Славы в Голливуде. Она расположена на Голливудском бульваре, 6504.


Творчество

За свою недолгую, но плодотворную карьеру Дон Альварадо успел сняться в десятках фильмов:

  • «Жена, которая не была в розыске» (1925) – роль Тео;
  • «Сатана в соболях» (1925) – роль студента;
  • «Покупатели удовольствий» (1925) – роль Томми Уисвелла;
  • «Его джазовая невеста» (1926);
  • «Ночной крик» (1926) – роль Педро;
  • «Герой больших снегов» (1926) – роль Эдда Нолана;
  • «Беседы обезьяны» (1927) – роль Сэма Уика;
  • «Любовь Кармен» (1927) – роль Хосе;
  • «Завтрак на рассвете» (1927) – роль Луссана;
  • «Барабаны любви» (1928) – роль графа Леонардо де Альвия;
  • «Нет другой женщины» (1928) – роль Мориса;
  • «Алая леди» (1928) – роль князя Николая;
  • «Битва полов» (1928) – роль детки Уинзора;
  • «Коряги» (1928) – роль Джима Кертиса;
  • «Апач» (1928) – роль Пьера Дюмона;
  • «Рио Рита» (1929) – роль Роберто Фергюссона;
  • «Плохой» (1930) – роль испанца;
  • «Эстрелладос» (1930) – роль Лари Мителла;
  • «Капитан Гром» (1930) – роль Хуана;
  • «Свободно и легко» (1930);
  • «Бо идеал» (1931) – роль Рамона Гонсалеса;
  • «Репутация» (1931);
  • «Леди с прошлым» (1932) – роль Карлоса Сантьягоса;
  • «Убийство короля» (1932) – роль Хосе Морено;
  • «Черная красавица» (1933) – роль Ренальдо;
  • «Утренняя слава» (1933) – роль Пепи Велеса;
  • «По секретным приказам» (1933) – роль Дона Фредерико;
  • «Красный вагон» (1933) – роль Дейви Херона;
  • «На секретной службе» (1933) – роль Конте Валенти;
  • «Дьявол – Женщина» (1935) – роль Рико Чезаро;
  • «Я живу ради любви» (1935) – роль Моренито;
  • «Роза ранчо» (1936) – роль Дона Луиса Эспиноса;
  • «Федеральный агент» (1936) – роль Арманда Рекарда;
  • «Романтика Рио Гранде» (1936) – роль Джека Картера;
  • «Никто не младенец» (1937) – роль Тони Кортеза;
  • «Побег леди» (1937) – роль Антонио;
  • «Роза Рио-Гранде» (1938) – роль Дона Хосе дель Торре;
  • «Одна ночь в тропиках» (1940) – роль Рудольфо;
  • «Большая кража» (1949) – роль лейтенанта Руиса.

Наиболее значимыми в карьере Дона Альварадо были следующие фильмы:

«Мост Сан-Луис-Рей» (1929) – частично немой, частично звуковой фильм производства Metro-Goldwyn-Mayer. Режиссер Чарльз Брабин. В главных ролях Дон Альварадо (роль Мануэля) и Лили Дамита по одноименному роману Торнтона Уайлдера 1927 года. Картина получила премию Оскар за лучшую режиссуру.

«Сокровища Сьерра-Мадре» (1948) – художественный фильм американского режиссера Джона Хьюстона. В главных ролях Уотер Хьюстон (отец режиссера) и Хамфри Богарт. Экранизация одноименного романа Б. Травена. Уолтер Хьюстон был удостоен премии Оскар за лучшую мужскую роль первого плана, а Джон Хьюстон – премии Оскар за лучший фильм. В 1990 году фильм внесен в Национальный реестр наиболее значимых фильмов в истории США.

«К востоку от рая» (1955) – американская кинодрама режиссера Элиа Казана. Вольная экранизация второй половины одноименного романа Джона Стейнбека. В главных ролях: Джеймс Дин, Джулии Харрис и Рэймонд Мэсси. Картина получила премию Оскар за дебютную актерскую роль Джо Ван Флит (роль матери братьев Траск), а также была номинирована еще в трех категориях. Кроме того, фильм получил приз Каннского кинофестиваля как лучший драматический фильм конкурсной программы.

«Бунтарь без причины» (1955) – американский художественный фильм Николаса Рэя в жанре молодежной драмы. В главной роли Джеймс Дин, кумир американской молодежи 1950-х годов в поп-музыке. Картина была номинирована на премию Оскар в трех номинациях. В 1990 году фильм был внесен в Национальный реестр фильмов США как обладающий культурным, историческим и эстетическим значением.

«Старик и море» (1958) – последняя работа в кино для Дона Альварадо. В картине он играет роль официанта. Фильм написан по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя (1952), написанной на Багамских островах и ставшей последним художественным произведением американского писателя, опубликованным при его жизни. Сюжет рассказывает историю о старике Сантьяго, кубинском рыбаке, о его борьбе в открытом море с гигантским марлином, который потом стал самой большой добычей в его жизни.