Из биографии

Александр Сергеевич Никольский родился в 1884 г. в Саратове в семье земского врача. Двенадцатилетним мальчиком его отправили в реальное училище Петербурга. Особенно интересными для него были занятия по рисунку. В Институте Гражданских Инженеров получил высшее архитектурное образование. Защищая диплом, он проектировал библиотеку и монастырский собор и был награжден золотой медалью. Чтобы избежать участия студентов в забастовках во время первой русской революции, их привлекали к проектной и строительной работе. А. Никольский неоднократно участвовал в строительстве домов в качестве рабочего.

Творческая деятельность

До Октябрьской революции архитектор проектировал соборы в Выборге и Кронштадте, доходные дома в Петербурге. После революции занимался многими проектами, в том числе зданием волостного исполкома. Эта работа сыграла заметную роль в профессиональной карьере молодого архитектора.


В 1920-е годы А. Никольский организовал творческую мастерскую. Он внимательно изучал новые формы в архитектуре и не переставал обдумывать их психологические и визуальные аспекты. Его заинтересовал и новый вид творчества — цветовая раскраска строений. Он разработал проект первых в Ленинграде домов для рабочих. Тракторная улица была новым словом в жилой архитектуре.

А. Никольский занимался и школьным строительством. Архитектор доказывал необходимость одноэтажных учебных помещений с верхним светом для лучшей организации процесса.

Особой областью его творчества стали бани – уникальные круглые здания, заглубленные в землю, с открытым бассейном. Бани «Гигант» также стали новаторскими. Они отличались максимальной проходимостью, разделением входа и выхода на случай эпидемий. Здание вызывало ассоциации с космическим телом.

В строительстве двух стадионов использовались железобетонные опоры, на которых лежал каркас чаши. Трибуны как бы висели над землей. Подобные проекты появлялись в Европе.

Список работ архитектора внушителен. И всегда он тщательно учитывал особенности современной жизни и как профессионал старался внести в свои произведения гармонию.


Дело всей жизни

В 1930-е годы архитектор был уже известным мастером. В эти годы возникла идея создания на Крестовском острове стадиона и парка всесоюзного значения. Сорокавосьмилетний А. Никольский начал главное дело своей жизни. Этому проекту он отдал все свои профессиональные и жизненные силы.

Внешняя форма стадиона — холм, имеющий высоту 16 метров. Материалы — земля, камень, железобетон. В проекте заключался и метафорический смысл: ландшафт, который вырастал из земли, постепенно наполнялся архитектурой, а на самом верху растворялся в воздухе галереей.

Но большая часть замысла осталась на бумаге. В наше время просмотр чертежей, рисунков и текстов А. Никольского может вызвать сильное впечатление, которого и желал достичь автор. А перед самой войной начались дополнительные трудности. Еще позднее оказалось, что то, что придумано в начале 1930-х, не могло быть построено в 1950-е. Проект стал утопией века, а А. Никольский навсегда остался легендой ленинградской архитектуры.


Во время войны

Когда началась блокада, архитектор остался в Ленинграде. Помогал в оборонительных работах, участвовал в дежурствах. Он жил в подвале Эрмитажа и продолжал рисовать все, что видел. В тяжелейшее время А. Никольский мечтал о победе и разрабатывал проекты памятников,  праздничное оформление площадей. Архитектор над листом бумаги, освещенным огарком свечи, - символ стойкости, который можно встретить в фильмах о блокаде Ленинграда.

В его дневнике остались упоминания и заметки о работе над проектом стадиона. Вот одна из записей:


Здоровье А. Никольского было подорвано. Это одна из последних блокадных записей:


Счастье зодчего

После войны А. Никольский ездил в творческую командировку в побежденный Берлин. Он отправился посмотреть сооружение стадиона. Британский офицер, увидев его, приказал ему объясниться, но, увидев документ, удостоверяющий членство в Королевском Институте Британских Архитекторов, отдал честь А. Никольскому.

В 50-е годы началась другая история — история стадиона и парка на Крестовском острове. Это была народная стройка. Были проведены десятки воскресников. Во время открытия стадиона в сторонке можно было увидеть седого мужчину с квадратной бородкой, подтянутого, стройного, с удивительно молодыми глазами. Он на секунду закрыл глаза, будто старался что-то вспомнить. Затем лицо его засветилось счастьем. Это был А. Никольский, детище которого стало местом памяти, скорби.

Через три года после этого события, в 1953 г., он умер.

Из личной жизни

Жена архитектора – Вера Николаевна, бывшая Шеуинова. В молодые годы, когда он, будучи студентом, заслужил заграничную поездку, она вместе с ним ездила в Италию и помогала делать обмеры зданий, рисовать церковные интерьеры, городские виды. В возрасте 24 лет Александр в соответствии со своим проектом построил дом для семьи.

В блокадное время Вера Николаевна поддерживала мужа, а он заботился о ней. Сохранился рисунок, в котором архитектор выразил чувство огромной любви к своей жене – кусочки хлеба, которые он оставлял жене.


После войны архитектор Никольский создал в Научно-исследовательском кабинете при институте лабораторию, в которой его жена занималась проблемами цветоформы и принципами окраски современных зданий.


Архитектор-философ

А. Никольский – знаменитый профессионал, мечтающий о создании лучших условий труда и отдыха для народа. Воплотив многочисленные проекты в жизнь, он оставил о себе достойную память, став мастером-легендой, потому что во все свои творения вкладывал всего себя, весь свой талант.