В переводе с итальянского клавишно-ударный инструмент «челеста» или «celesta» означает «небесная». Внешне она напоминает небольшое пианино, да и устроена по его принципу. Челесту нередко включают в состав оркестров.
Рождение новинки
Касание клавиш исполнителем приводит в движение молоточки. Они ударяют по крошечным платформам их металла, зафиксированных на деревянных резонаторах. Прообразом удивительной новинки называют клавир, созданный в 1788 году Клаггетом.
Француз Мюстель усовершенствовал изобретение англичанина, назвав модернизацию дульситоном. Сыном мастера Огюст камертоны заменены пластинами. В 1866 Мюстель-младший получил патент на свою версию инструмента, названного челестой.
Двумя годами позже новинка впервые зазвучала в составе симфонического оркестра. Шоссен использовал челесту для исполнения композиции на тему шекспировской «Бури». В Париже хрустальное звучание поразило Чайковского.
Признание
Оно настолько впечатлило композитора, что он решил использовать способности французского изобретения в своей балладе «Воевода» и новогоднем балете «Щелкунчик» для имитации звона слетающих с фонтана водяных капель в соло феи Драже.
Густав Малер задействовал челесту в исполнении «Песни о земле», нескольких симфоний. Особый колорит создает инструмент в сюите Холста «Планеты». Небесные колокольчики звучат и в операх Шрекера, Гласса, Бриттена, симфониях Шостаковича.
Не смог обойти вниманием перспективную новинки и Барток. Успешно «небесная» музыка заменила стеклянную гармонику, для которой создавались партии композиторами «золотого века». Ноты для нее пишут на октаву ниже реального звучания.
В двадцатых годах прошлого столетия челеста пришла в джазовую музыку. Впервые ее использовали Кармайкл и Хайнс. Уоллер играл на инструменте одной рукой, а другой в то же время исполнял фортепианную партию.
Рост популярности
Мелодичный перезвон колокольчиков слышен в произведениях Монка, Тайнера, Хэнкока, Эллингтона, Тэйтума, Питерсона и Льюиса. В настоящее время обычно ее задействуют в ансамблях камерной музыки, включают в свои произведения партии для нее поп- и рок-группы. Все больше композиторов сочиняют для удивительного инструмента сольные партии.
Достоинством замечательного изобретения является и то, что ему требуется всего одна настройка по желанию музыканта. Дополнительные, как роялям либо фортепиано, не нужны.
Ранние челесты были оснащены педалью в середине корпуса для улучшения громкости звучания. Производство вели фирма изобретателя во Франции, а также компании Морлая в Англии и Броза в США. Производство прекращено несколько десятилетий назад.
Вне времени
Устройство модернизировал Шидмайер. Он перенес педаль с непривычного для пианистов места вправо. С 1890 началось инструмента производство на его фабриках, дополняемое постоянным усовершенствованием звучания и механизма.
Так как слишком тугие клавиши издавали лишь короткие звуки, исполнителей это не устраивало. Шидмайер предложил клавиатуру с привычной длиной, облегчающей воспроизведение и обеспечивающей звук, наполненный нюансами.
Единственным в мире производителем остается мануфактура Шидмайера. Услышать же неповторимый звук можно благодаря особой механике Мюстеля.