Сегодня его называют одним из просветителей Башкирии. Он выбрал для себя путь странника и друга простого люда. Для важных чинов подобное поведение было непонятно и подозрительно, однако, им не удалось заставить нашего героя свернуть со своего пути.
Детство
В поселке Туксанбаево в Оренбургской губернии жил Камалетдин Искужин. Это был мудрый человек, который хорошо знал Коран. Односельчане избрали его имамом. В жены уважаемый человек взял Бибиуммульгульсум. Согласно некоторым источникам, она, в отличие от мужа, происходила не из башкир, а из казахов. В 1831 г. на свет появился их сын, которого нарекли Мифтахетдином.
Музей Мифтахетдина Акмуллы в деревне Туксанбаево
В семье царило преклонение перед наукой. С ранних лет отец обучал своего наследника грамоте, отдал его в местную школу. Получив начальное образование, мальчик должен был продолжить учебу, чтобы стать священником, продолжив дело родителя. Ближайшие медресе находились в соседних деревнях Менеузтамак и Анясово. Подросток успел пройти курсы в этих двух учебных заведениях.
Юность
Во время учебы наш герой проявлял особый интерес к каллиграфии и философии. Ему предложили место шакирда - студента, который позже сможет войти в круг высшего исламского духовенства. Карьера интересовала Мифтахетдина меньше, чем знания, он согласился. Среди его наставников был Шамсетдин Заки. Этот знаменитый поэт проповедовал суфизм и прививал молодежи любовь к классической арабской поэзии, на которую равнялся в своем творчестве.
После окончания учебы знаток Корана начал зарабатывать себе на жизнь, давая уроки. Заработок от этого ремесла был небольшим в силу возраста учителя, потому ему приходилось браться за работу, которая не очень соответствовала его происхождению и уровню образования. Юноша освоил профессии столяра, плотника, кузнеца, стал мастером на все руки. В свободное время он сочинял стихи и песни. Его произведения были близки к фольклору, потому его часто приглашали на традиционные состязания акынов.
Странствия
Пока Мифтахетдин был юн, его любовь к частым сменам места жительства прощалась. Казалось, что он ищет место с наиболее благоприятными условиями. То, что парень избрал для себя сложную судьбу странствующего проповедника и просветителя, стало ясно в 1856 г. Он покинул отчий дом и отправился в путешествие. С собой он взял только книги и плотницкие инструменты. Отец сильно обиделся на сына за такую дерзость, на что тот ответил не менее оскорбительными поэтическими строками.
Личная жизнь у молодого человека была неустроенная, потому он мог свободно перемещаться из деревни в деревню. На постой путешественник просился только на зимний период, когда дорога становилась опасной. Его маршрут пролегал черед поселки Башкортостана и Казахстана. Всюду, где бывал этот чудак, он учил детей грамоте и ремеслам, в который сам уже стал специалистом высшего класса. Его можно было встретить и на праздниках, где он состязался с исполнителями сказаний, предлагая слушателям свои импровизации на актуальные темы. За свое бескорыстие и благородный труд он был удостоен имени Акмулла, которое переводится как «белый/чистый священник».
Мифтахетдин Акмулла
Подозрительный тип
В пути наш герой познакомился с Зайнуллой Расулевым. У этого мусульманского философа были серьезные разногласия с духовенством. Позже его обвинили в ереси и отправили за решетку. Приятель своей критикой существующих порядков сделал вклад в разнообразие тем поэзии Мифтахетдина. Поэт все чаще упоминал в своих произведениях пороки тех, кто должен проповедовать ислам. Гуманистические идеи, которых придерживался Акмулла, требовали изобличения лиц, обижавших простой народ.
Вельможи не могли оставить без внимания ту агитацию, которую разводил талантливый бунтарь. От критики недолго до попытки поднять восстание. В 1867 г. бай Исянгильде Батыш написал на странника донос. Жаловался он на то, что Акмулла уклоняется от воинской службы. Дезертира задержали и отправили в Троицкую тюрьму. Судьи медлили с приговором, позволив друзьям поэта внести за него залог. На свободу Мифтахетдин вышел в 1871 г.
Борьба добра со злом
Несправедливый арест наш герой считал пятном на своей биографии. Чтобы смыть его, он отправился в Санкт-Петербург. Первые лица государства приняли его и выслушали. Результатом похода за правдой стал оправдательный приговор. Совершая долгий и непростой вояж, странник познакомился с большим количеством интересных людей, нашел много друзей и единомышленников. Они помогли ему в 1892 г. издать в Казани книгу собственных произведений.
Памятник Мифтахетдину Акмулле в Уфе
В октябре 1854 г. немолодой Акмулла долго гостил в Уфе. Его товарищи не хотели отпускать его в дорогу, но привычный к странствиям философ сел на свою телегу и уехал. Направлялся он в родные места. Спустя сутки пришло страшное известие - тело путешественника обнаружено около станции Сыростан, его зарезали разбойники. Злодеев вскоре поймали. На допросе они сознались, что их нанял Исянгильде Батыш, чтобы они выследили и убили его давнего врага. Когда преступники покончили со своей жертвой, им стало любопытно, что тот возил в своей телеге. Ничего ценного они там не нашли. Так оборвалась жизнь великого человека.