Спектакли Бориса Эйфмана прославились в немалой степени благодаря великолепным танцовщикам, участвующим в них. Имя Валентины Николаевны связывают с самыми лучшими работами хореографа. С известным мастером балерина сотрудничала с первых лет существования труппы.

Путь к вершинам мастерства

Биография будущей знаменитости началась в 1953 году. Девочка появилась на свет в Ленинграде 15 февраля.

В 1971 она получила профессиональной образование в Хореографическом училище имени Вагановой. После окончания учебы выпускница работала в театре Куйбышева. В ее репертуаре значились только классические партии. В 1978 ее пригласили в труппу театре Эйфмана «Новый балет». Хореограф только начинал свою карьеру.

О своем выборе, по собственному признанию, артистка не жалела никогда. Она уверена, что совершенно нет смысла смотреть постановки, не вызывающие личных сопереживаний, не затрагивающие зрителя эмоционально. К удивлению балерины традиционный репертуар остался невостребованным. Новаторские решения были непривычными, но очень скоро Валентина поняла, что классический балет отошел на второй план.

Начинала Морозова с лирических партий. Однако постепенно она перешла к исключительно трагедийному амплуа, что в балете является огромной редкостью.


С появлением новой труппы в нее пришли уже ставшие знаменитыми артисты. На фоне блиставших в Мариинском театре Аллы Осипенко и Джона Марковского молодая солистка чувствовала себя неуверенно. Ее угнетал груз огромной ответственности и робость перед корифеями сцены.

Звездные роли

Первым, сделавшем имя Валентины Николаевны известным, стал балет «Идиот». Морозовой Эйфман предложил роль Аглаи. Вместе с ней танцевали ее кумиры, Марковский и Осипенко. У солистки вызывала сильную робость работа над образом, представленным в произведении классика.

Борис Яковлевич на репетициях никому не давала поблажек. Он не боялся пользоваться и методом пряника, и методом кнута. Нередко Валентина уходила домой совершенно разбитой и уверенной, что ничего у нее не получится. Да и сделать все так, как хотел мастер, было очень непросто. Однако Валентина всегда обижалась лишь на себя.

С уходом из труппы Осипенко к Морозовой перешла роль Настасьи Филипповны. Начался ее путь к раскрывшим уникальность таланта «ее образам».  Несмотря на то, что именно Аглая ставилась для балерины, любимой ее партией стала Настасья Филипповна. Причиной такого признания стала драматичность. Молодая исполнительница великолепно чувствовала свою героиню.  Да и собственного опыта переживаний у нее было достаточно.

Она рассказывала позднее в интервью, что на сцене она выплескивала накопленные переживания. При этом Морозова уверена, что совершенно не подходила партия для только что пришедшей после училища выпускницы: ей совершенно нечего сказать зрителю из-за непонимания трагизма героинь Достоевского в силу возраста.


Как ни странно, но пластика Эйфмана гораздо более подошла именно Валентине. Актерская самоотдача сделала ее истинной балериной его театра. Да и более опытные коллеги отмечали именно ее трактовку образа. Они видели Валентину уже сложившейся артисткой, с полностью раскрывшимся трагедийным талантом.

Признание

И артистов, и зрителей поражала также роль Матери в «Реквиеме», где артистка идеально продемонстрировала владение эйфмановской пластикой. А в образе Маргариты в одноименном балете на музыку Андрея Петрова потрясала смена сдержанного благородства героини в начале на совершенно иную ведьмовскую ипостась во время бала у Воланда. Этот контраст был показан с виртуозным мастерством.

При помощи резкой и даже кричащей пластики артистка выплескивала в публику ликующую энергию, излучаемую каждым па. Любое ее движение казалось импровизацией, а не отрепетированным шагом. Исполнитель на сцене превратился в полноправного соавтора хореографа. Балерина доказала, что ее настоящее призвание – одухотворенный танец.

По мнению критиков, Маргарита в прочтении солистки внешне почти обыкновенна, от других ее отличает лишь разгорающийся в душе огонь. Одиночество ее героини становится понятным уже с первых мгновений появления ее на сцене. Первая же встреча с изначально близкой ей душой. Мастером, дарит ей надежду. В борьбе за нее пройдет вся жизнь Маргариты. Она предстает перед публикой не только подругой, но и ученицей, и соратницей возлюбленного.Истинным мастерством называли роль, где раскрывались выразительность ранцы, эмоциональной исполнительницы и ее актерское дарование, партия Терезы Ракен в постановке «Убийцы» по произведению Золя. Эйфман использовал в спектакле музыку Малера, Баха и Шнитке.  Морозова превратилась в настоящий комок нервов с первой сцены с больным мужем до последнего появления, где истерзанные своей виной Лоран и Тереза решают уйти из жизни.

Семья и театр

Морозова при помощи пластики, взглядов и жестов мастерски передавала отчаяние и боль героини со всеми нюансами переживаний. У балерины получился образ огромной трагедийной силы. Эта постановка была записана на пленку для телевидения.

После исполнения роли Морозовой Эйфман не возобновлял его на сцене с другими солистками: Тереза был невозможна без одухотворенности и умения передать при внешней сдержанности весь накал эмоций залу.

Прославленный балетмейстер участвовал и в обустройстве личной жизни своей музы. Он и Валентина Николаевна стали мужем и женой. В семье в 1995 появился ребенок, сын Александр.

После его рождения Морозова оставила балет, начав работу преподавателем-репетитором в театре. Сын выбрал творческую профессию. Он закончил факультет свободных искусств и наук в госуниверситете Санкт-Петербурга.


К сорокалетию творческой деятельность балерины в Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского прошла выставка «Жизнь на кончике пуантов». Организована она совместно с театром балета Бориса Эйфмана.