Этот талантливый человек писал о том, чем жил его народ. В своих рифмованных строках, заимствуя форму старинных религиозных произведений, он высказывал новые идеи, сообразные своему времени. Он жил по заветам предков, но не отказывал себе в свободе мысли.
Детство
Кязим появился на свет в 1859 г. Его семья жила в селении Шики в Хуламо-Безенгийском ущелье. Отец мальчика работал кузнецом и неплохо зарабатывал. Наш герой с детства не отличался богатырским здоровьем, когда он начал ходить, все заметили, что малыш хромает. Никакой речи о том, что он унаследует профессию родителя, быть не могло.
Дом-музей Кязима Мечиева
Несчастный ребенок не стал проклятием своего рода - он позволил Мечиеву-старшему реализовать свою мечту. Мастер не знал грамоты и не имел времени, чтобы ее освоить. Когда он спросил сына, хочет ли тот освоить книжную премудрость, тот воспринял идею отца с восторгом. Было решено, что этот мальчик получит образование и станет богословом. В раннем возрасте его отдали на учебу к эфенди, который подготовил паренька к поступлению в Лескенское медресе. В духовном училище подросток в совершенстве овладел арабским, турецким и персидским языками, узнал больше об исламе.
Юность
Возвратившись домой, Кязим Мечиев порадовал отца - он окреп, легкая хромота практически не мешала ему. Юноша начал помогать своему отцу, брался за любую работу. Односельчане любовались умелым кузнецом. Делать карьеру духовного лица он не стал. Свои зания парень передавал земляка, в свободное время он давал уроки всем желающим освоить грамоту. Доброе деяние помогла устроить личную жизнь - Кязим полюбил одну из своих учениц и взял ее в жены.
Народный просветитель познакомился с Чепеллеу-эфенди, который был его единомышленником. Этот человек тоже учительствовал. Среди книг, которые он предлагал своим подопечным, была не только классика богословского толка, но и произведения со светскими сюжетами. Новый приятель натолкнул Мечиева на мысль о том, что можно описать в стихах свои романтические чувства к молодой супруге. Кязим записывал свои строки на родном балкарском языке арабскими буквами, сделав существенный вклад в лингвистику.
Иллюстрации к произведениям Кязима Мечиева. Художник Александр Глуховцев
Вместе с народом
Имея духовное образование, Кязим Мечиев был набожным человеком. В 1903 г. он совершил хадж - паломничество в Мекку и в 1910 г. повторил свое путешествие. Дома он изучал священные тексты и собирал фольклор родного края, который ложился в основу его авторских произведений. Хватало времени у ученого мужа и на воспитание детей - их в семье было 14 человек.
Кязим Мечиев. Художник Борис Гуданаев
Жизнь в родном поселке поэта не была безоблачной. Полнейшее безразличие властей к нуждам горцев, непомерные налоги и социальное напряжение внутри общества из-за огромного количества древних предрассудков давили на каждого человека. Мечиев находил такое положение вещей несправедливым с точки зрения Корана и обычной человеческой логики. В своем творчестве он проповедовал гуманизм и призывал к борьбе против несправедливости.
В годы революции
Сопротивление самодержавию в родном Кязиму Мечиеву регионе возглавила знать. Народ единогласно приветствовал свержение царя, а дальше пути разных сословий разошлись. Аристократия была довольна результатами Февральской революции, окончание войны балкарским дворянам, многие из которых служили в армии и ждали высоких наград и чинов, не было выгодно. Простой народ был на стороне большевиков, что стало причиной усобицы.
Кязим Мечиев нашел много общего между своими идеями и марксизмом. Знаменитый кавказский философ не боялся об этом говорить. Его сыновья сражались в рядах Красной армии. В 1919 г. отец получил скорбное известие - один из его потомков Магомет погиб в бою. В 1922 г. была создана Кабардино-Балкарская автономная область. Пролетарская биография Кязима Мечиева и его прогрессивные взгляды устраивали новую власть, ему было присвоено звание народного деятеля искусств КБАССР. Поэзия кавказского философа была опубликована отдельным изданием в 1939 г.. Сам Мечиев очень сожалел, что в юности не изучил русский язык так, чтобы самостоятельно делать переводы, который станут доступны всем гражданам СССР.
Вручение Кязиму Мечиеву членского билета Литфонда СССР
На чужбине
Что произошло в 1944 г. точно не известно даже историкам. Некоторые считают, что на Шики в течение нескольких лет подряд сходили сели, и уставшие от стихийных бедствий люди попросили Москву подыскать им более безопасный регион для проживания. Согласно иным источникам, во время войны выходцы из этого аула массово переходили на сторону гитлеровцев, и советская власть желала наказать родственников предателей путем депортации их из родных мест.
Памятник Кязиму Мечиеву и Бекмузару Пачеву в Нальчике на Аллее поэзии
В дом старика Мечиева пришли, чтобы сообщить ему о переселении всех жителей поселка в Казахстан. Были это уполномоченные товарищи, которые не читали книг, или его соплеменники, забывшие о старинные законы Кавказа об уважении к старшим, не известно. Для нашего героя разлука с родными местами была невыносима. Еще после второго хаджа он писал о том, что никакие райские края не будут ему милее бедного селения, где он родился и вырос. В марте 1945 г. он скончался на чужбине, оставив потомкам горькие строки о своей ссылке. В 1999 г. прах поэта перевезли и захоронили в Нальчике.