Биография

Владимир Яковлевич Климов родился в 1892 г. в крестьянской семье, где воспитывалось 8 детей. Отец стал хозяином артели. С детства у Владимира определился интерес к двигателестроению. Впоследствии, получив техническое образование, он стал знаменитым конструктором, который разрабатывал двигатели для самолетов.

Детские и студенческие годы

Отец Владимира был патриархально-суров. Он очень хотел, чтобы его сын получил достойное образование. Когда они посетили мастерские Комиссаровского технического училища, Владимир был заворожен станками и машинами. С этого времени он захотел постичь именно этот мир.

Учебу в этом училище Владимир всегда вспоминал как счастливое время. С детства он любил фантазировать: придумывал то интересную игру, разные электрические машины, то особые крылья, с помощью которых можно летать. Он стал одним из первых учеников. Выбирая трудные математические задачи, любил вникнуть в самую глубину сложности. Потом стал вникать в токарное и слесарное дело.


В 1908 году Володя Климов впервые наблюдал за полетом самолета. С тех пор не переставал мечтать о создании мотора для самолета. Владимир читал в библиотеке журналы о воздухоплавании и авиации. Его заинтересовала судьба А. Можайского, который оставил службу на флоте и решил соорудить аэроплан, и судьба авиатора С. Уточкина.

Владимир копил пятачки, которые отец ему давал, и купил книгу об авиации. Он посещал кружок воздухоплавания, где юноши мастерили планер.

Во время обучения в Императорском училище Владимир Климов как наиболее одаренный ученик руководил занятиями в лабораториях. Он с гордостью принес в семью первые заработанные деньги.

Владимир искал тему для дипломной работы. Было известно, что двигатели жидкостного охлаждения будут востребованы, и он решил заниматься ими.


Техническое творчество

В. Климов понимал, что, только на заводе можно стать настоящим специалистом. Он анализировал моторы иностранных образцов, составлял чертежи в соответствии с отечественными материалами. Первый мотор был сделан полностью из русских материалов и пущен в 1916 г.

В 1917 г. его дипломная работа была оценена как «свидетельство зрелости инженерной мысли», потому что он понимал конструкцию до мелочей.


Владимир Яковлевич был назначен инженером-конструктором общества коломенских заводов, а через несколько лет главным конструктором Рыбинского моторостроительного завода. Началась колоссальная работа. Параметры двигателей замерялись, конструкции тщательно вычерчивались, изучались научно-технические материалы, переводилась иностранная документация. Здесь В. Климов создал первую авторскую конструкцию.

 В 1940-х годах под руководством главного конструктора создавались мощные двигатели, в том числе и турбореактивные. Они устанавливались на самолетах, прославившихся во время войны. Ученый внес существенный вклад и в развитие других вопросов двигателестроения. В Санкт-Петербурге существует компания «Климов», где и в наши дни выпускается техника для авиации.


Из личной жизни

В книге Л. Калининой и И. Климовой «Владимир Климов» сестра вспоминает о том, как брат любил дружеское общение. Однажды ему пришлось бежать ночью до дома, чтобы достать денег и помочь студентам. Владимир любил оперу, театр. Крестьянское воспитание приучило его к скромной жизни и сдержанности.

Мать беспокоилась о том, что старший сын долго не женился. Он часто видел девушку, которая жила в их доме, но не мог заговорить с ней. Впоследствии Вера Александровна Полубояринова стала той женщиной, которая разделила его жизненный и творческий путь.

Во время войны В.Я. Климов внес личный вклад в оборону страны – 73 тысячи рублей для создания эскадрильи.


Фанатичный служитель

Такие неординарные, талантливые личности, как В.Я. Климов, становились учеными-организаторами, исследователями-практиками. Он внес колоссальный вклад в авиастроение и поэтому заслужил 4 Сталинские премии и дважды звание Героя Социалистического Труда.