Философия Дэвида Юма предполагала построение всесторонней науки о человеке. Природа людей разделялась ученым на познание, мораль и аффекты.
В поисках призвания
Биография будущего деятеля началась в 1711 году. На свет ребенок появился 26 апреля (7 мая) в Эдинбурге в семье преуспевающего адвоката. Родители растили еще его старших брата и сестру, Джона и Кэтрин.
Воспитанием детей мать серьезно занялась после ухода мужа из жизни. С 12 лет Дэвид получал образование в университете Эдинбурга. Он изучал юриспруденцию и древнегреческий язык. Однако через три года подросток понял, что кроме литературы и философии его не интересует ни одна дисциплина. В 1726 он оставил обучение.
Увлечение нравственной составляющей человеческой природы привело Юма к выводам о том, что одними размышлениями моно добиться перерождения человека к лучшему. Мозговые штурмы настолько увлекли юношу, что в итоге он полностью отрешился от любых дел и утратил интерес к реальности.
Поняв, что зашел в тупик, Дэвид решил радикально поменять вид деятельности. Он отправился в Бристоль в 1734, затем во Франции учился в школе Ла-Флеш.
Как мыслителя Дэвида представил его ранний труд «Трактат о человеческой природе». Однако предлагаемых молодым ученым изменений его современники не оценили. Частично произведение было опубликовано в 1739-1740. После возвращения на родину Юм продолжил трудиться над сочинением «Опыты, нравственные и политические». Умеренный интерес вызвала публикация двух частей этого сочинения 1741-1744.
Новая концепция
В 1745 Дэвид приступил к деятельности репетитора и наставника маркиза Аннанделя. Обучить чему-либо страдающего психическим заболеванием юношу оказалось невозможно. После неудачного опыта Юм решил отправился искать призвание в военной службе. В 1746 он в экспедиции Артура Сент-Клера стал секретарем и личным помощником организатора. Все ранее написанные труды молодой человек критически просмотрел после возвращения. Не избежал переделки и «Трактат о человеческой природе».
В пятидесятых Юм увлекся созданием книги об истории Англии. Первый том, опубликованный в 1756 был принят негативно. Однако вскоре гнев сменило одобрение. Всего вышло 6 томов, позднее два из них переиздал сам Юм. Автора избрали хранителем Адвокатской библиотеки.
Завершение в 1763 Семилетней войны между Францией и Англией принесло Дэвиду пост секретаря в британском посольстве. В Париже он оставался до 1766. На родину он вернулся, чтобы помочь переехать в Англию и Жан-Жаку Руссо. В 1767 философ принимал участие в решении государственных вопросов. На должности он оставался меньше года.
В 1768 уже состоявшимся преуспевающим человеком Дэвид вернулся в Эдинбург. Им создано Философское общество, в котором основатель выполнял роль секретаря. В 1776 была опубликована автобиография. Сам автор не скрывал стремления к славе, но описывал себя и как человека открытого и дружелюбного.
Скончался ученый в 1776 году, 25 августа. О его личной жизни ничего неизвестно. В созданном им в 1742 труде «О многоженстве и разводах» есть небольшое упоминание о том, что философ был женат. Но никаких более точных сведений нет.
Предлагаемая им философская концепция дождалась оценки гораздо позже. По учению Юма, человек – центр философии. Остальные науки должны базироваться именно на философии. Поэтому их фундаментом является концепция, предлагаемая данной дисциплиной. По мнению автора в любом случае вернулся к своей базе должны и астрономия, и математика, и физика.
Основные тезисы
По Юму, наука о человеке базируется на опыте и наблюдении. Начинать изучение познания необходимо с его достоверности и обоснования опыта. Науку о человеческой природе, называемую предметом философии, ученый ставил гораздо выше, чем другие дисциплины. Только способностью объяснения философией величия разума он объяснял научный прогресс.
Исследование человеческих аффектов начинается затем, и лишь потом осуществляется переход к добродетели морали. В природе людей философ видел различные признаки. Он выделял возможность нахождения пищи в науке. Человека Юм именовал общественным существом, признавая необходимость людского потенциала в близких по духу человеку областях.
В выводах знаменитого философа указано, что природой предусмотрен смешанный образ жизни, без увлечения отдельными склонностями. Только при такой организации возможно сохранение способностей к другим видам творчества. В первую очередь философское познание подразумевает исследование познавательных возможностей. За ним следует эстетическая составляющая и замыкает список принцип морали.
Главные постулаты
Единственным источником знаний по Юму остается опыт. Однако отнес его философ к восприятию, исключив из него внешний мир. На восприятиях, идеях и впечатлениях, основано познание.
Ученый выделал в познании принцип ассоциации. Чувства регулировали сходство и смежность, а причинность требовала испытания эмпиризмом. Причинная связь – представление о соединенных в пространстве и времени объектах.
В людской природе заложена общественность. Без общества жить невозможно, поэтому так необходима семья. В свою очередь она ведет к возникновению общественных связей.
Философия Юма дала базу всей европейской философии. Дальнейшее развитие науки подтвердило опасения ученого по абсолютизации любых выводов. Разумные сомнения и скептицизм особенно важны в поисках истины.