Первыми в небо поднимались люди амбициозные. Они жаждали рекорда, мечтали стать первопроходцами. Удавалось это не многим. Наш герой не принадлежал к числу счастливчиков, он был недоволен своими скромными достижениями. Смена гражданства сделала его изгоем и разбила сердца его близким.

Детство

В 1888 г. в Баку переехал учитель Александр Никанорович Агафонов с женой. Спустя три года пришло время пополнения количества членов семьи. Неустроенный быт заставил даму на год покинуть супруга и переехать к его родственникам в Самарскую губернию. Там в 1891 г. женщина родила  первенца, которого нарекли Александром. Позже она подарила мужу еще двух сыновей: Евгения и Николая.


Столица Азербайджана Баку - город, где прошло детство Александра Агафонова

С детства Саша проявлял интерес к точным наукам. В возрасте 9 лет он поступил в Бакинское реальное училище, которое закончил с хорошими отметками. В 1906 г. его отец получил чин надворного советника, потому приветствовал желание наследника продолжить образование и повременить с поиском работы. В 1907 г. подросток отправился в Санкт-Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Технологический институт императора Николая I.

Юность

Студент механического факультета живо  интересовался всеми новинками, которые больше напоминали творчество писателей-фантастов. Как и большинство его сверстников, он увлекся идеей покорения неба. Наш герой в свободное время начал посещать воздухоплавательный кружок. Хобби отнимало все больше времени и открывало заманчивые перспективы. Саша начал заниматься в школе "Гамаюн" при заводе Щетинина, который выпускал аэропланы. Здесь преподавал знаменитый летчик Евгений Руднев.


Летчик Александр Агафонов

За год до выпуска в институте юноша попросил академический отпуск. Он получил диплом авиатора, вступил в Первое российское товарищество воздухоплавания и хотел сделать карьеру пилота. Как только все формальности были улажены, молодой человек переехал в Гатчину и с головой окунулся в свое любимое занятие. На тренировки времени было мало - ситуация складывалась так, что новичок мог попытаться вписать свое имя в историю авиации.

Трудный путь

В 1911 г. российские авиаконструкторы и пилоты заявили, что машины и люди достаточно подготовлены, чтобы совершить рекордный по дальности перелет. В качестве старта и финиша маршрута были избраны два главных города империи Санкт-Петербург и Москва. Затея была настолько опасной, что военное командование запретило боевым летчикам участвовать в состязании. В числе храбрецов, которые готовы были сделать невозможное, был и Александр Агафонов.


Участники перелета Санкт-Петербург-Москва 1911 года

10 июля Фарман нашего героя поднялся с Комендантского аэродрома и лег на курс. Над Валдаем начались технические неполадки, и пришлось приземлиться. После ремонта машина вновь поднялась в воздух, но дотянула только до Новгорода. Там крылатым неудачникам сообщили, что лавры победителя достались Александру Васильеву. Агафонова это не сломило. Он продолжал участвовать в состязаниях. Чтобы гарантировать себе успех, авиатор нанялся к Щетинину испытателем новых самолетов. Однако, полеты на усовершенствованных аппаратах так и не позволили ему взять первый приз. Участие в парадах и авиашоу было не в счет.

Война

Разочаровавшись в полетах ради науки, Александр Агафонов решил поискать славы на поле брани. Осенью 1912 г. началась Балканская война. Россия поддержала антитурецкую коалицию и направила в Белград своих спецов. Наш герой прибыл вместе с аэропланом Дукс специально подготовленным для боевых вылетов. Эта птичка оправдала его надежды. В начале 1913 г. пилот вернулся на Родину, где его вклад в общее дело борьбы с османами оценили орденом "За боевые заслуги".


Александр Агафонов осматривает сбитый турецкий самолет

Ветеран захотел вернуться в строй крылатых спортсменов. Его снова увлекла идея рекорда дальности. К 1914 г. он завершил подготовку самолета, который, по его мнению, превосходил аналогичные модель. Планы покорителя неба разрушила Первая мировая война. Обладателя боевого опыта призвали в армию, о рекордах пришлось на время забыть. Александр Агафонов осуществлял разведку для корректировки огня и посещал авиазаводы, где принимал технику для фронта.

Роковые решения

В марте 1915 г. аэроплан унтер-офицера георгиевского кавалера Александра Агафонова потерпел аварию. Раненый пилот был направлен в госпиталь в Гродно. После излечения фронтовик был признан негодным к продолжению воинской службы. Он поехал в Санкт-Петербург и попытался найти свое место в мирной жизни. Агафонов решил продолжить учебу, он поступил в Политехнический институт, который закончил, получив специальность инженера.


Самолеты Первой мировой войны

Страна, отдававшая все силы войне, не нуждалась в специалистах, которые не имели отношения к армии. Личная жизнь у нашего героя была не устроенная, ничто не мешало ему поискать счастья за рубежом. Агафонов отправился в Скандинавию. Все это время он поддерживал связь с родными, которые жили в Баку.

Братья и племянники Александра выбрали разные сферы деятельности и смогли многого достичь в Советском Союзе. У них были завистники, которые искали в их биографиях какой-либо изъян. Агафоновым намекнули, что переписку с Александром, проживающим за границей, могут представить как доказательство шпионажа. В 30-е гг. ХХ в. было принято решение прекратить общение, и о дальнейшей судьбе летчика ничего не известно.