Биография
Родители Эльдара Александровича работали при советском посольстве в Иране, и под влиянием культуры этой страны дали имя своему сыну. В переводе с персидского оно обозначает «хозяин страны». По возвращении в Москву супруги развелись, мальчику в то время было всего лишь три года. Отец повторно женился, а в скором времени его арестовали и осудили на пять лет. Из лагеря он сбежал, но его поймали и добавили ещё десять. Эльдар позже пытался связаться с отцом, писал ему, но в ответ получил лишь одно письмо с совершенно нейтральным текстом.
Когда Эльдару исполнилось семь, мать тоже повторно вышла замуж. Лев Копп стал для мальчика настоящим отцом, о котором он с теплотой вспоминал: «Меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне… Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, чтобы я запоминал».
Главным воспитателем Эльдара была сама жизнь. Он был уже подростком, когда началась война. Семью из Москвы эвакуировали в Нижний Тагил, и пока родители работали на оборонном заводе, Эльдар присматривал за младшим братом и выстаивал очереди за продуктами. А в свободное время мальчик много читал и сам мечтал стать писателем.
Но эта профессия, по его мнению, требовала богатого жизненного опыта, поэтому для начала нужно было увидеть мир.
Окончив десять классов, он написал в Одесское мореходное училище с просьбой зачислить его на курс, однако ответа не последовало, так как учебное учреждение было в эвакуации. Но учиться где-то следовало, и Эльдар за компанию с товарищем подал документы во ВГИК.
Рязанов поступил на режиссёрский факультет, где как раз набирал курс известный уже в это время Григорий Козинцев. Помимо него учился Эльдар Александрович и у Сергея Эйзенштейна, преподававший теорию кинорежиссуры.
Завершил обучение Рязанов дипломным проектом — документальной картиной «Они учатся в Москве», которую снял с Зоей Фоминой, однокурсницей, вскоре ставшей его женой. Первым местом работы молодой режиссёрской четы становится Центральная студия документальных фильмов, где они снимают выпуски киножурналов и киноочерки.
Карьера
Но этого Рязанову оказывается мало, и он решает попробовать себя в игровом кино, поэтому переходит на «Мосфильм», которым в ту пору руководил Иван Пырьев. Иван Александрович становится для молодого режиссёра наставником и уговаривает Рязанова взяться за кинокомедию. Эльдар Александрович долго сопротивлялся, ведь поначалу видел себя творцом серьёзного кино, но в итоге уговорам поддаётся. Так началась история «Карнавальной ночи».
Когда картина была уже почти готова, Рязанов, как и положено, демонстрировал её на комиссии, о чём позже рассказывал в присущем ему юмористическом ключе: «Среди членов художественного совета, к сожалению, не обнаружилось никого, кто в своей жизни поставил хотя бы одну комедию. Надо отдать должное уважаемым режиссёрам — они были единодушны в оценке: снятый и подмонтированный материал сочли серым, скучным и бездарным».
Как же они ошиблись! После выхода картины на экраны и режиссёр, и Людмила Гурченко, исполнившая главную роль, проснулись знаменитыми на весь Советский Союз. Рязанов понял, что его призвание — комедия, и продолжил работу в этом направлении, требующем, по его мнению, «особенно бережного отношения».
Появляются «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу», «Гусарская баллада». Чуждый надуманности и легковесности, Рязанов не боится затрагивать социальные проблемы, в результате чего практически каждый его фильм по кадрам разбирают цензоры. Не избежала этого и, казалось бы, совершенно аполитичная «Гусарская баллада». Однако, по мнению чиновников, Кутузова не мог играть Игорь Ильинский, комик: в этом усмотрели издёвку над историей.
Но режиссёр всё это мужественно преодолевает, продолжая снимать киношедевры: «Невероятные приключения итальянцев в России», «Служебный роман», «Гараж» и, конечно же, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», которая удостаивается Государственной премии СССР. Сам же Эльдар Александрович вскоре получает звание народного артиста.
Рязанов активно работал ещё в начале 2000-х, но здоровье всё чаще стало его подводить. Любимого режиссёра всей страны не стало в ноябре 2015 года.