Современники относили Уильяма Блейка к безумцам. При жизни мастер признания не получил.  Зато теперь его называют в числе самых важных фигур в истории искусства Эпохи романтизма.

Путь к искусству

Критики отмечали поразительную глубину, мистицизм, философскую составляющую его работ, охарактеризованных как преромантические. Литературные произведения содержат в себе элементы психоанализа, ставшего популярным лишь к началу прошлого века.

Источником вдохновения для живописца служила Библия. Однако автор стал создателем собственной мифологии, в которой сочетались принципы Просвещения и религиозные догматы.

Биография будущего деятеля началась в 1757 году. На свет ребенок появился 12 августа в Лондоне в состоятельной семье. Отец продавала ткани, мать воспитывала 5 детей.  Родители не ограничивали свободы потомков. Потому занятия живописью сына не называли бесполезным делом. Начинал Уильям с репродукций великих живописцев, приобретаемых специально для него.


С десяти лет Блейк учился в художественной школе. Он устроился работать в мастерскую к граверу, обучаясь способам нанесения рисунка на твердые поверхности. Приверженность к готическому направлению в нем возникла под впечатлением от зарисовок в Вестминстерском аббатстве.

В 1778 Уильям продолжил получение образования в Королевской Академии искусств. Он не принял предлагаемую ученикам эклектику, выбрав стилистику Высокого Возрождения. Оставаться в стенах учебного заведения Блейк не стал. Он начал изготовление гравюр. В 1784 вместе с братом Робертом и Джеймсом Паркером будущий живописец открыл типографию для выпуска иллюстраций к книгам.

Реализация видений

Полотна художника демонстрируют его приверженность к фантастическому символизму. Для расшифровки скрытых в полотнах посланий зрители должны узнать о времени, в котором творил мастер, как можно больше. Необходимо и знакомство со Святым Писанием.

По легенде Уильяму в детстве привиделись ангелы на дереве, он слышал таинственные голоса. Они и подтолкнули Блейка к идее создания иллюминированной печати, где стихи сопровождали изображение. Полотна великого мастера отличает замкнутость мест, форм и объемов. При этом они графичны, а привычные каноны композиции в них нарушены. Ярким примером является картина «Откровения Иоанна Богослова».


После прочтения красочного повествования о сакральном числе, всадниках Апокалипсиса и втором пришествии живописец увековечил все на холстах. В 1805 и 1810 он создал свои варианты «Великого красного дракона и жены, облеченной в солнце». Оба хранятся в музеях. Одна картина приобретена вашингтонской Национальной галереей, другую купил музей Бруклина.

Работа над «Сном Иакова» сопровождалась светом иных миров. Поразительная тонкость и монохромность отличают его картину «Ангелы охраняют Христа в гробнице» 1805. Писал ее художник чернилами и акварелью. В технике темперы написано на доске полотно «Адам дает имена животным».

Литература

Великим архитектором или Уризеном называл высшую силу Блейк. Гравюра с одноименным названием стала иллюстрацией к книге «Европа: Пророчество». Носитель единообразия измеряет все циркулем, стремясь к унификации человечества.

В полотне «Геката» психоаналитики усмотрели отказ от пространственного видения, а искусствоведы обнаружили нарушение канонов живописи. Богиня предстает в виде трех фигур, а не одной. Тайные знаки расположены на всем полотне. Это и сова, символ зла и мудрости, и змей, хранитель знаний, и даже сама Геката, глядящая искусителю в глаза.

В принятые стандарты не вписывается и литературное наследие Блейка. Однако, несмотря на явное пренебрежение английской филологией, на протяжении двух столетий поклонники романтизма называют именно эти стихи и прозу сборниками цитат. Особенно красочные строки давно уже превратились в афоризмы.


Дебютный сборник «Поэтические наброски» вышел в 1783. После него были более оптимистичные «Песни невинности», горькие «Песни опыта». К обеим книгам художник сам рисовал иллюстрации. Произведения собраны в единый том, где каждое стихотворение контрастировало с другим по настрою и даже наименованию. Ответом Джо Мильтону стал труд «Бракосочетание рая и ада». К ней был выпущен акварельный цикл работ. По мнению литератора, образцовым примером упорядоченности и рационализма является рай. Зло же – сила способная изменить мир. Но они не мыслимы порознь. Только в их единстве рождается целостность духовной личности.

Итоги

Блейк не признавал покорность, но создал гимн присутствию Бога в каждой судьбе и душе «О скорби ближнего» им «Божественный образ».

Более спокойной, чем творческая, оказалась личная жизнь деятеля. Со своей избранницей художник познакомился в нелегкое время переживаний после отказа своей прежней возлюбленной от предложения стать его женой. Кэтрин Буше стала супругой Уильяма в 1782.  Муж получил в ее лице и верного друга и музу.

Из жизни литератор и живописец ушел в 1827, 12 августа.  Последними его работами стали иллюстрации к поэме Данте «Божественная комедия». Всего к ней написано свыше 100 рисунков и множество набросков.

В 1931 в «Олд Вик» состоялась премьера балета «Job: A Masque for Dancing». Источником для вдохновения его создателям послужило издание 1826 с иллюстрациями Уильяма.


В 1949 учреждена премия имени Блейка властями Австралии за сделанный мастером вклад в религиозное искусство.