Биография

Брено Мелло родился 7 сентября 1931 года в городе Порту-Аллегри, в столице штата Риу-Гранди-ду-Сул в Южной Бразилии. Его семья была очень бедной и едва сводила концы с концами. Маленький Брино помогал своей матери продавать цыплят. Из-за нищеты мальчик смог окончить только начальную школу.

С юности Брино увлекался футболом. Карьеру футболиста Брино начал в клубе «Гремио Эспортиво Реннер», в своем родном городе Порту-Аллегри. В составе этой команды выиграл «Чемпионат Гаучо» 1954 года.


В 1957 году переехал в Рио-де-Жанейро и стал профессиональным футболистом в клубе «Флуминенсе». Помимо них, нередко играл в клубе «Сантос ФС», где познакомился с знаменитым футболистом Пеле.

Однажды Брино прогуливался по улицам Рио-де-Жанейро и неожиданно встретился с режиссером Марселем Камю. Режиссер остановил футболиста и спросил, не хочет ли он поучаствовать в съемках фильма в качестве актера?

Карьера

После получения согласия Камю принял Мелло на главную роль в своем классическом фильме 1959 года «Черный Орфей» (оригинальное название «Орфей Негр»), в которой Мелло сыграл роль персонажа по имени Орфей. Режиссер был очарован физическим сложением Брино, которое как нельзя, кстати, подходило под характер главного героя. Согласно легенде, Брино, не умевший ни слова сказать по-французски, и едва умеющий писать на бразильском за счет своей физической привлекательности смог выиграть конкурс у более чем 300 претендентов на главную роль.

«Черный Орфей» или Orfeu Negro был романтической трагедией 1959 года, снятой в Бразилии французским кинорежиссером Марселем Камю. Кроме Бренно де Мелло в главной роли снималась американская актриса Марпесса Доун. Фильм основан на пьесе Вициния де Морая «Орфеу да Консенсау», которая сама по себе была адаптацией древнегреческой легенды об Орфее и Эвридике в современном контексте трущоб и карнавала в Рио-де-Жанейро. Кинолента стала международным совместным творением производственных компаний Бразилии, Италии и Франции. Большинство эпизодов фильма были отсняты в Моро да Бабилония, в районе Лемме в Рио-де-Жанейро.

Сюжет кинокартины переосмысливает миф про Орфея в свете бедности и нищеты бразильского рабочего класса, которая ярко проявляется на фоне, знаменитого на весь мир, бразильского карнавала. Молодой чернокожий водитель трамвая по имени Орфей встречает симпатичную иностранную девушку Эвридику во время движения по маршруту. После окончания смены они встречаются и проводят безумную ночь в бразильском карнавале. Однако любовь молодой пары заканчивается трагедией.


В качестве музыкального сопровождения к фильму была выбрана музыка в стиле босса-нова. Песни, прозвучавшие в киноленте, известны и в наше время. Среди них «Фелицидада» (A Felicidade), «Самба де Орфей» и «Манья де карнавал» (Manha de Carnaval), написанные бразильскими композиторами Антонио Карлосом Хобимой и Луисом Бонфа. Последняя композиция также известна под названием «День в жизни дурака» и исполнялась персонажем Орфеем. В оригинальной версии фильма песню исполнял сам Брино Мелло, но впоследствии его голос был переозвучен певцом Агостиньо душ Сантушем.

Орфей стал единственной успешной ролью во всей актерской карьере Брино. Отзывы критиков о его выступлении, однако, были очень неоднозначными. К примеру, репортер Босли Кроутер после просмотра фильма написал статью в «Нью-Йорк таймс» в 1959 году, где в пух и прах раскритиковал Мелло как актера. В частности, он писал, что Брино исполняет свою роль скорее как танцор, чем как актер, играющий роль влюбленного мужчины.

С точки зрения других критиков, выступление Мелло было охарактеризовано как естественное, раскрывающее его подлинный актерский талант. Например, Холлис Альперт в статье для «Субботнего обзора» называет выступление Брино восхитительным. В итоге критики согласились, что Мелло в роли Орфея выглядел не так уж и отрицательно. Что у актера получился «красивый и мужественный Орфей, который блестел, когда был покрыт потом».

Картина, снятая в стиле неореализма, получила огромный международный успех у критиков и зрителей. Фильм выиграл несколько мировых наград, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах 1959 года, премию «Золотой глобус» 1960 года за лучший фильм на иностранном языке, а также был номинирован (но не выиграл) на премию «Оскар» 1960 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Однако, Мелло не присутствовал в группе актеров на церемониях присвоения наград. Лишь более 40 лет спустя, в 2005 году, Брино Мелло за счет бразильского правительства смог посетить Каннский кинофестиваль по приглашению продюсеров документального фильма 2005 года «В поисках черного Орфея» (Em Busca do Orfeu negro/A la recherché d’Orfeu) совместного французско-бразильского производства. На церемонии награждения Мелло был не один, а в компании со своим другом Пеле и тогдашним министром культуры Бразилии Жильберто Хилем. Все трое стали почетными гражданами одного из французских городов.


Своим гонораром, полученным за фильм «Черный Орфей», Мелло поделился со своим другом – футболистом Пеле.

Последующее творчество

После «Черного Орфея» Брино Мелло снимался еще в нескольких малоизвестных фильмах:

  • «Сан-Рата-де-Пуэрто» (1963);
  • «Ос Венцидос» (1963);
  • «О Санто Модико» (1964);
  • «Негриньо до Пасторейо» (1973) в роли негра;
  • «Узник Рио» (1988) – криминальный фильм Рональда Биггса, Мелло в роли Силенсио.

Однако Мелло так и не смог стать профессиональным киноактером и вынужден был зарабатывать себе на хлеб в качестве футболиста. В то время у бразильской киноиндустрии не было финансирования, и многие актеры не могли прокормить себя исключительно гонорарами за съемки. Очень многим приходилось где-то подрабатывать. Именно поэтому успешная актерская карьера складывалась лишь у единиц. Мело, в частности, пришлось продолжать играть в профессиональном футболе.

В 2004 году два французских кинорежиссера Бернар Турнуа и Рене Летцгус задумали снять документальный фильм, рассказывающий о влиянии фильма «Черный Орфей» на мир бразильской музыки, в частности, на музыкальное направление под названием босса-нова. Для съемок картины, которая получила название «В поисках черного Орфея» (2005) создателям фильма пришлось найти Брино де Мелло и обеспечить его участие в съемках в главной роли.

Личная жизнь

Большую часть своей жизни Брино прожил во Флорианополисе, штате Санта-Катарина, Бразилия.

Мелло был дважды женат и имеет пятеро детей. Со своей первой женой он прожил недолгое время в Ново-Гамбурге. Она родила ему четверых детей, после чего они развелись.

Его вторая жена – Амелия Сантос-Корреа, больше известная как Манна, родила ему пятого ребенка – дочь, которую назвали Летисией. С ней Мелло развелся тоже.


После окончания футбольной карьеры Мелло впал в зависимость от азартных игр и до конца жизни жил в нищете, хотя неплохо зарабатывал актером в телевизионной рекламе и футбольным тренером. В последние годы жизни ему пришлось работать водителем, рабочим и даже продавцом газет.

После достижения пенсионного возраста государство назначило ему пенсию в минимальном размере (эквивалентно 150 евро в месяц) и ему пришлось вернуться в трущобы в своем родном городе Порту-Аллегри

Брино Мелло умер 11 июля 2008 года в возрасте 76 лет в трущобах своего родного бразильского города Порту-Аллегри от сердечного приступа. К тому времени он был давно одинок и обнищал. Его тело нашли соседи, спустя несколько дней после смерти. Незадолго до своей кончины Мелло работал над написанием своей автобиографии. Его тело было похоронено на кладбище Жуан XXIII.

Его партнерша по фильму «Черный Орфей» американская киноактриса Марпесса Дон пережила Мелло всего на 42 дня. Она умерла в Париже, Франция от сердечного приступа в возрасте 74 лет.

По состоянию на 2008 год, готовился еще один документальный фильм об истории жизни Брино де Мелло «Открытие Орфея» (Descoberta de Orfeu) режиссеров Рене Гойя Филхо и Александра Дерлама. Они собрали более 10 часов видеозаписей о личной жизни актера. Первый тизер картины был показан в 2008 году на кинофестивале «Грамаду».