Ранние годы

Вера Игнатьевна Мухина рождена 19 июня 1889 года в Риге. Ее отец был зажиточным купцом, а дед по материнской линии – известным аптекарем. В детстве Вера купалась в роскоши, но страдала морально из-за потери близких людей. В два года она осталась без матери, та скончалась от туберкулеза. Самым близким человеком для нее стал папа. 

Вскоре они перебрались из Риги в Феодосию. Там Вера начала рисовать. Вскоре ушел из жизни и отец, а опеку над Верой взяли его братья. К счастью, они были ответственными и чуткими людьми. Когда Вера окончила гимназию в Феодосии, ее перевезли в Москву. Там она смогла получить достойное художественное образование.  


Вера занималась в мастерских знаменитых живописцев Ивана Машкова и Константина Юона. Там она постепенно поняла, что форма и объем ее увлекают больше, нежели цвет. Тогда и было решено поступить на обучение к скульптору Нине Синициной. В ее мастерской она начала пробовать лепить из глины. 

В 1912 году Мухина отправилась во Францию, где ее учителем стал Эмиль Антуан Бурдель. В своей требовательности и критике мастер был беспощаден. Это закалило характер Веры. В Париже она изучила курс анатомии, часами рисовала античные скульптуры в Лувре, посещала выставки кубистов. После этого Вера перестала просто любоваться искусством. Она стала воспринимать его как святое ремесло, в котором мастер играет главную роль.  


В годы Первой мировой войны Мухина вернулась на родину. Она четыре года служила сестрой милосердия в госпитале. Там она познакомилась со своим будущим супругом, хирургом Алексеем Замковым. В этот период она почти забросила искусство. 

Известные скульптуры

После войны Мухина сконцентрировалась на монументальной скульптуре. Так, она сделала несколько работ на тему революции. В 1927 году Мухина создала скульптуру «Крестьянка». Свойственная ей экспрессивность лепки в комбинации с самым модным в то время стилем – кубизмом, были новаторскими. Но тогда мало кто мог дать высокую оценку ее творениям. 

В 1936 году Мухина представила свою, пожалуй, самую знаменитую работу – скульптуру «Рабочий и колхозница». Она выполнена из нержавеющей стали, нового для того времени материала. Работа стала сенсацией на выставке в Париже. Вскоре монумент стал эмблемой киностудии «Мосфильм». 


Мухиной позировали многие знаменитости того времени. Она сделала памятники Петру Чайковскому, Максиму Горькому. А вот ваять портрет Сталина Мухина отказалась. 


Многие работы Веры можно увидеть на улицах Москвы. Так, около МГУ стоит скульптура «Наука», в Парке Дружбы у Речного вокзала – «Плодородие» и «Хлеб».